В Южно-Сахалинске четвертый раз стартовал фестиваль «Немое кино. Живая музыка». Каким тревожным был 2020 год, такова и тематика подборки фильмов. Под надрывные мелодии зрителям показали кино на тему «Человек в чрезвычайном положении».
Открыла один из самых необычных кинофестивалей в России — подобный есть только в Екатеринбурге — картина Фридриха Вильгельма Мурнау «Фауст» 1926 года. Более экстремальные условия, чем те, в которых за твою душу борются архангел Михаил и сам Мефистофель, представить сложно.
— Фильмы, конечно, не только про то, что город обложили, город в осаде и все умерли. Нет, самое интересное — это то, что происходит в таких ситуациях между людьми. И «Фауст» как раз про это, — уверен один из организаторов фестиваля Илья Шамазов.
Однозначно подмигивает современности, конечно, и картина «Чума во Флоренции» 1919 года: миру, полному разврата, по голове бьет жуткая эпидемия. Предрекает любое произведение про вымерший город французский маленький шедевр «Париж уснул». Намекает на то, как легко проспать настоящую трагедию, японская картина «Маленький человек, старайся». Последний кстати, покажут под звуки баяна — впервые.
Все это выглядит как минимум неплохо: фильмы отреставрированы, изображение не «плавает». Однако гораздо важнее то, как это звучит. Музыканты в основном местные, без заезжих звезд и выступают на единственной площадке в ККЗ «Комсомолец». Но выдают целые двухчасовые концерты, не мешая при этом смотреть кино. «Фауста», например, озвучил почти оркестр: бас, электрогитара, ударные, скрипка и клавишные.
— Я до этого немое кино вообще почти не смотрела никогда, — рассказала клавишница Евгения Тагвей. — Из Чаплина, наверное, что-то только. «Фауста» пришлось пересмотреть очень много раз, не считали сколько. Смотрели, конечно, кусочками, где-то импровизировали, подбирая музыку, где-то заготовки какие-то были. При этом оригинальный звук не слушали, создавали свое. Музыка очень сильно влияет на восприятие кино, так что сахалинцы увидят, наверное, такого «Фауста», какого не видел никто.
Получилось мощно и тревожно, под стать всему 2020 году. Вот один из ключевых моментов: брат возлюбленной Фауста узнает о «распутности» сестры. В напряженную басовую партию сначала медленно, а потом все более настойчиво врываются ударные и электрогитара. Битва на шпагах и предательство Мефистофеля — тут появляется скрипка, и под фактически оркестровый аккомпанемент главный герой сбегает из родного города. Эмоций — масса, идеальная среда для того, чтобы хотя бы на время забыть о пандемии.
Продлится камерно-коронавирусный и безмолвно-громкий фестиваль до 25 октября. Расписание сеансов здесь. Уже через год должен стартовать пятый — его в честь юбилея переименуют.