В центре действия – молодая воспитательница детского сада Настя Шмарина, ежедневно пытающаяся угодить всем, но не потерять себя в рутине. Она учит песни с детьми к новогоднему утреннику, выслушивает критику от начальства, зазывает родителей построить горку утром в субботу, а дома ее ждет любимый парень, который тоже хочет внимания.
А зачем угождать? Зачем жить с человеком, которому только «кино и пожамкаться»? Зачем работать в ненавистном месте, где начальница – фурия? Еще и горка эта дурацкая. Кому она нужна? Этими вопросами задаются зрители, но в то же время каждый из нас - немного Настя Шмарина. Ежедневно мы совершаем над собой усилие: прийти на работу, общаться с людьми, улыбаться клиентам и т. д. (нужное подчеркнуть).
От этого становится немного не по себе, но юмор и музыкальное сопровождение снижают градус напряжения в зале. Со всех сторон слышны перешептывания сквозь смех: «Да это же вылитая наша заведующая!», «У нас в родительском чате точно так же!». Было бы не так смешно, если бы не было правдой. Но все максимально утрировано. Взрослые «дети», пересекающие зал на коленках, правда-матка о нелегкой работе в сфере образования от заведующей детского сада, эскимосская песня с непонятным набором звуков – все это доводит действие до абсурда.
Интересным решением стало и расположение зрителей. Места находятся по периметру черного зала, тем самым позволяя зрителям видеть всю сцену. Создается ощущение, что ты попадаешь на детский утренник. Этот прием использован для полного погружения зрителя в атмосферу спектакля и в собственные воспоминания о детстве. Утренник для взрослых – так определила жанр постановки сама режиссер «Горки» Марфа Горвиц.
Для Марфы это не первое знакомство с театром. Несколько лет назад ее золотомасочную «Золушку» показали в рамках фестиваля «Сахалинская рампа». Режиссер призналась, что работать с актерским составом ей было комфортно. Каждый артист предлагал свои решения и прорабатывал роль. О дальнейших задумках Марфа рассказывать не спешит, отмечая только, что некоторые личности очень яркие и заставляют фантазию режиссера работать.
«Труппа вдохновляет!» — подытожила Марфа Горвиц.
Актерский состав действительно прекрасен, и даже готов жертвовать собственным здоровьем ради зрителя. Так, на второй день премьеры Денис Кручинин, игравший роль мальчика Озода, повредил колено. Решение было найдено за полчаса — и вот Денис передвигается по залу в инвалидном кресле, вызывая еще больше сочувствия к нелегкой судьбе своего персонажа.
Под конец спектакль меняет настроение. Больше не хочется смеяться, а монолог главной героини и вовсе пробивает слезу. Финальным аккордом становится описание субботнего утра, когда в назначенный час на площадке встречаются родители и работники детского сада, чтобы строить горку. За ними, невидимая для всех, наблюдает Настя, восстанавливая свою веру в людей. Каждый вновь совершил маленький подвиг. Ведь если не мы, то кто?
В целом спектакль оставляет приятное послевкусие с небольшой ноткой горечи от осознания реальности. Это история о стойкости в серых буднях, которая заставляет задуматься о ежедневном героизме маленького человека. У молодой воспитательницы Насти, как и у большинства людей, формируется сильный жизненный девиз — прорвемся!
Ранее российский драматург и сценарист Алексей Житковский записал для сахалинцев видеообращение в преддверии премьеры его пьесы «Горка» в Чехов-центре. Режиссер выразил приятное удивление насчет того, что его работа добралась до Сахалинской области, и пожелал приятного просмотра.