Группа «Эпидемия» впервые выступила в Южно-Сахалинске 7 апреля

8 апреля 2023, 11:36КультураФото: Анна Ленская Sakh.online

На Сахалине накануне, 7 апреля выступила пауэр-метал-группа «Эпидемия». Коллектив с 30-летней историей впервые приехал в островной регион — но, по словам музыкантов, им жаль, что за годы творчества они не разу не побывали здесь. Sakh.online посетил концерт и делится впечатлениями, фото и видео.

Немного истории

«Эпидемия» как музыкальный проект появилась еще в 1993 году, когда гитарист Юрий Мелисов решил собрать коллектив для творчества в стиле пауэр-метал с элементами фолка и хард-рока. Однако на сбор группы ушло около двух лет: лишь в 1995-м появился первый демоальбом, который музыканты издали на собственные деньги, после чего начались первые выступления на сценах, постепенный прирост фан-базы и первые же кадровые изменения. В 2000 году в «Эпидемию» пришел новый вокалист Максим Самосват, и именно этот период принято считать точкой отсчета стремительного взлета популярности группы. Альбом «Загадка волшебной страны» поклонники приняли на ура, а баллада «Я молился на тебя» получил премию MTV Europe Music Awards 2002, после чего «Эпидемия» даже получила возможность выступить в шоу MTV с Элисом Купером и его группой. Затем последовала эпоха метал-опер — фанаты с восторгом встретили концептуальный альбом «Эльфийская рукопись», который до сих пор считается визитной карточкой группы.

После 10 «золотых» лет Максим Самосват покинул группу — вместо него вокалистом стал артист театра музыки и драмы Стаса Намина Евгений Егоров, который ранее участвовал в записи метал-оперы «Эльфийская рукопись: сказание на все времена». На смену лирическому баритону пришел лирический тенор, придавший новое звучание уже известным песням «Эпидемии». Кроме того, с приходом Егорова группа преобразилась в манере творчества: в течение 10 лет меняется и стиль музыки, и характер текстов, и выбор тем.

Стала ли новая «Эпидемия» лучше или хуже «классической», сказать сложно. Однако за 30 лет существования группа однозначно изменилась, и это хорошо заметно слушателю, который знаком с работой музыкального коллектива дольше, чем посещение пары последних концертов.

О солисте

В Южно-Сахалинск «Эпидемия» привезла традиционный набор песен: культовые композиции из альбомов «Эльфийская рукопись», «Жизнь в сумерках» и «Загадка волшебной страны» в гастрольном сете разбавлены треками из нового альбома «Призраки и тени» (релиз 2021 года. — Прим. ред.). И, по мнению автора этого текста, от такого формата группе пора уходить. Дело не в том, что старые песни стали хуже или новая публика их не принимает, нет. Все дело в том, что «Пройди свой путь», «Феанор» и «Романс о слезе» — песни, которые непрерывно ассоциируются с предыдущим вокалом «Эпидемии» — мощнейшим, глубоким и абсолютно не театральным баритоном Максима Самосвата, который создавал их под свой диапазон голоса и манеру исполнения.

Как сказал нынешний солист Евгений Егоров, анонсируя песню «Всадник из льда», этот трек известен всем, кто хотя бы раз был в караоке. К сожалению, слушая старые песни «Эпидемии» в исполнении безусловно талантливого артиста, автор текста так и не смог отделаться от ощущения, что находится в клубе караоке, а за микрофон взялся обладатель прекрасного голоса, которому выдали чей-то чужой треклист. Егоров прекрасно поет, но песни старой «Эпидемии» — не его. Это особенно хорошо слышно в живом выступлении, когда он пытается со своего классического тенора «спуститься» в баритон: слышно, как напрягаются связки, как начинаются провалы в дыхании, как нарастает хрип. Создается впечатление, что артист просто задыхается на месте «вечно второго» — а это неизбежно, если ты исполняешь песни, которые еще до твоего прихода получили свой эталон. Публика будет сравнивать и, к сожалению, не всегда в пользу того, что существует сейчас.

С другой стороны, Егоров отлично исполняет более простые композиции современной «Эпидемии». И музыка, и акценты в новых треках «Паладин» и «Темный рыцарь» уже подстроены под его вокал. Чувство «чужака» уходит, но на смену ему приходит недоумение: зачем прекрасный вокалист тянется к чужой манере, если может прекрасно, не надрывая голос, петь в своем диапазоне и быть при этом восхитительным?

О концерте в целом

Так уж совпало, что автор слушает «Эпидемию» почти 20 лет — с первых альбомов и по настоящее время. И, понимая, что на старом багаже выезжать все время невозможно, автор с удовольствием признает: группа развивается и пробует новое. Перейдя в прошлом от спид-метала к пауэр-металу, сейчас музыканты активно экспериментируют с хард-роком и хэви-металом, добавляя местами нотки фолк-метала. На выходе получается очень интересная комбинация энергичных, мощных мелодий в обрамлении действительно качественного голоса.

В то же время нельзя не отметить, что эксперименты со стилем вывели «Эпидемию» из привычного жанра, который на ура воспринимали представители старых неформальных течений. Новое творчество группы уже не будет так восхищать тех, кто восторженно переслушивал «Феанора» под листание страниц толкиеновского «Сильмариллиона». И мир Маргарет Уэйс уже не всплывет перед глазами, и в целом дух того самого «высокого фэнтези» постепенно улетучивается. На смену ему приходят сюжеты из разряда «Одна песня — одна история» («Паладин»). А прослушав «Темного рыцаря», автор задался вопросом, почему метал-группа ищет вдохновение в комиксах DC (если вы не знали, это песня про Бэтмена). Ведь есть же и прекрасное «Письмо ведьмаку», и олдскульный, но осовремененный «Выбор есть». Но на выходе создается впечатление, что «Эпидемия», к сожалению, медленно, но неуклонно попсеет.

Плохо ли это для поклонников? Вряд ли, ведь на смену фанатам из группы 30+ приходит молодежь, которой это нравится — на вчерашнем концерте в «Галерее Холл» школьники и студенты заполнили едва ли не половину зала. Скорее, это грустно как раз для «старых» поклонников — ведь они ходят на «Эпидемию» за сказкой об Энии, а не за вольным переложением сюжета о разборках в Готэм-сити.

Чтобы не заканчивать текст на грустной ноте, добавлю: Женя Егоров великолепно работает с залом, в отличие от своего предшественника. Видимо, сказывается театральная практика. Поговорить со зрителями, пожать руки всем в первом ряду, петь вместе с залом и, конечно, массовое селфи в финале — это заряжает фанатов на еще большую любовь к группе. Будем надеяться, «Эпидемия» еще приедет на Сахалин — и пусть, пожалуйста, «золотые» песни на этот раз останутся дома, как сброшенная змеиная шкура. Кроме трека «Выбор есть» (ах, как не хватает здесь выхода на сцену Петра Елфимова! — Прим. ред.).

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.