— Илья Юрьевич, добрый день! Расскажите, как проходит 76-й сезон филармонии? Какие новшества появились в этом году? Какой отклик вы получаете от слушателей?
— 76-й сезон — это первая большая ступень филармонии с точки зрения репертуарной политики. Одно из главных наших приобретений этого года — это наш художественный руководитель Андрей Цветков Толбин и его супруга — вокалистка «Дивертисмент» Татьяна Ржевская. У нас образовалась молодая пара, которая приехала к нам семьей, с ребенком. Это союз прекрасен как для нас, так и для них. По приезде мы проговорили с Андреем, что в связи с проходящими изменениями при филармонии, касающихся новых залов, мы должны будем переходить на новый этап — формировать постоянный репертуар. В связи с этим, задача 76-го сезона — создать как можно больше концертных программ, сделать из них выборку и понять, что именно войдет дальше в репертуар на следующий сезон, когда будет новый зал.
— А что запланировано на вторую половину сезона и следующий год? Какие новшества увидят сахалинцы и курильчане?
— Мы планируем начать следующий сезон раньше срока. Нам предстоит загруженное лето, и не знаю, уйдем ли в отпуск. За октябрь–декабрь 2023 года мы представили более 25 новых программ. Это, можно сказать, абсолютный рекорд. Это делается для того, повторюсь, чтобы сделать некую выборку наших программ и определенный срез по сольным концертам.
В этом году губернатором была поставлена для нас задача по капитальному ремонту концертного зала при СахГУ в институте Востоковедения на Коммунистическом проспекте в Южно-Сахалинске. Сейчас ремонт идет полным ходом. По плану он закончится к концу февраля. Оборудование с нашей стороны уже закуплено, а университет занимается непосредственно ремонтом зала. Именно для этого зала мы сейчас готовим большую часть наших программ. Помещение рассчитано на 450 мест, с небольшим балкончиком, с хорошей большой новой сценой и самым лучшим оборудованием, которое будет в Сахалинской области. У нас появилась такая возможность, и наша обязанность — соответствовать. Мы уже придумали несколько спектаклей, которые в будущем будут там проходить. Также туда будут перенесены спектакли театра танца «Диалог», «Джаз-тайма» и хора «El Canto»: «Вера» и «Обаяние светлого прощания», а еще зрители увидят две совершенно новые работы.
В этом сезоне мы дали больше возможностей нашим артистам представлять свои сольные программы. Это и три программы Татьяны Ржевской и выступления Ярославны Калашниковой. Мы нашли прекрасную пианистку Дану Сенько. Первый ее концерт прошел недавно и произвел большое впечатление на слушателей. Думаем сейчас, как закрепить ее в наших рядах. Молодая, перспективная и очень интересная девушка, все были в восторге от мероприятия. Также это программы Михаила Вербицкого и Ольги Ковтунович, Анны Двуречинской и других артистов.
Добавлю, что в этом году уже состоялся юбилейный концерт Александра Лопатина. После зимних праздников свои выступления покажут коллектив-спутник филармонии, танцевальная студия — «Аритмия». Последние являются нашим самым молодым коллективом, который образован чуть больше года назад. Раньше они участвовали вместе с другими объединениями, а в этом году готовят свой первый отчетный концерт. На сегодняшний день они не являются штатным коллективом, а работают как творческая единица. Другие творческие единицы также представляют множество программ. Например, дуэт «Вишня» два года существовал как творческая единица, а потом перешел в штатный коллектив. Квартет «Голоса», который представил свою программу в конце прошлого сезона, в этом году повторил ее и, в связи с беременностью одной из наших сотрудниц, пока взяли паузу, но, тем не менее, думают о новой программе.
В будущем и уже во второй половине сезона у нас тоже будут представлены 8-10 программ. У нас стоит огромный проект по созданию эстрадно-симфонического оркестра под руководством Александра Лопатина. Этот проект уже запущен в работу. Сейчас решается вопрос с документацией, и мы потихоньку начинаем искать музыкантов. Раньше эстрадно-симфонический оркестр был сводным, он существовал чуть больше года как творческая единица. Мы туда брали детей из центральной музыкальной школы для совместной работы и обучения. Этот процесс также обязательно продолжится, когда оркестр будет в новой форме. Этот год — переходный, — и этот вопрос один из приоритетных.
В апреле мы будем представлять новый музыкальный спектакль с авторскими произведениями Георгия Зобова. Дата намечена в день его рождения — 22 апреля плюс минус день. Будет представлен его собственный сборник произведений. С ним сейчас идут работы по аранжировке, распределению среди артистов Академии эстрады. После Нового года мы приступаем к работе над репертуаром с танцорами с оркестром. Площадка проведения пока не определена, но вскоре мы сообщим всю информацию о мероприятии.
Еще один новый проект — это цирковая студия с рабочим названием «Цирковое училище». В этом проекте мы перенимаем опыт у благовещенской филармонии. У них более 20 лет существует при филармонии цирковая школа. Это и акробатическая студия, и эквилибристика, и жонглирование. Тем не менее, недавно у нас был разговор о том, почему они не учат детей клоунаде и работе с животными. Они подчеркнули, что не проводят подобных занятий по принципиальным соображениям. Как нам объяснили, дети не могут отработать профессиональную клоунаду, так как у них нет социального опыта. Они могут выполнять элементы артистически, но не справляют с клоунадой в том формате, как она должна существовать. Так вот, сейчас мы занимаемся поиском наставника, который возглавит эту часть на Сахалине. Для проекта уже выбрано специальное помещение с высокими потолками, которое требуется для артистов. Вскоре мы будем уже заниматься поиском и закупкой оборудования. Я думаю, что к началу нового сезона, к сентябрю, мы проведем набор детей. У них работают дети от 6 до 19 лет. У нас будет более широкий срез, потому как нам поставлена задача принимать участие в большинстве массовых мероприятий и проводить концерты-шоу, в том числе с участием благовещенского цирка «Ап!» и других приезжих цирковых артистов. Эта работа также уже идет, и мы активно занимаемся поиском интересных программ.
Следующим важным направлением является открытие Академии рока и джаза. Работа с Академией рока у нас началась пару месяцев назад. Мы объединили ребят и изучаем, что им требуется, постепенно ищем репетиционную площадку. Пока с этим есть определенные сложности, поскольку это очень громкие ребята, и надо найти абсолютно обособленное помещение. Мы уже выделили среди них лидеров, и ребята уже провели одно из первых своих мероприятий самостоятельно, — рок-акустика в баре «Ковбой». Это стало для них большим стимулом. Тогда же мы сделали определенный срез авторской музыки и сейчас проводим анализ — выбираем, что из этого можно взять в репертуар. В июле 2024 года ребят ждут выступления на «Крыльях Сахалина».
По Академии джаза у нас пока идут переговоры с Игорем Бутманом. Предварительно он дал свое одобрение. Мы уже начинаем работать с музыкантами и готовить площадки. На 4–10 ноября 2024 года запланирован большой фестиваль джазовой музыки и Игоря Бутмана. Там примут участие наши музыканты, вокалисты, продолжится работа с наставниками и артистами академии эстрады.
Что касается непосредственно Академии эстрады, она продолжит работу уже в январе. Сейчас у них проходит теория 1-2 раза в неделю в онлайн-формате. Артисты также примут участие в предстоящем спектакле Георгия Зобова с рабочим названием «Жить», который запланирован на апрель следующего года. Всего в Академии 35 человек, и каждый имеет свои уникальные особенности, в том числе и по части репертуара.
Наконец, музыкальный театр. Сейчас идут работы по проектированию и строительству отдельного концертного филармонического зала и новых репетиционных помещений на территории репетиционного помещения № 1, которое расположено на территории военного штаба. Мы решаем вопрос о передаче земли и с документацией. Предварительное согласие уже получено. Зал рассчитан на 1000 мест. Это многофункциональное и большое пространство с репетиционными помещениями, собственной отдельной входной группой. Завершение реализации проекта запланировано на 2027 год. Но для того, чтобы войти в этот процесс уже подкованными, мы должны заранее сформировать программу музыкального театра. На сегодняшний день мы уже приступили к работе с ГИТИСом, по вопросу проведения отбора 10-12 абитуриентов на Сахалине. Сейчас идет проработка формата взаимодействия и сотрудничества. Для этого, во-первых, мы разрабатываем формат целевого обучения. Во-вторых, мы получили предварительное согласие на квотирование мест в вузе для сахалинцев и курильчан. Также будет вариант обучения здесь, на Сахалине, для тех, у кого уже есть образование. Назовем это переквалификацией. Многие люди уже работают, имеют семьи и окончили консерватории. Поэтому, мы двигаемся по двум планам.
Отмечу, что с появлением малого зала, у нас наконец появилась возможность репетировать на сцене. Обычно у нас был один репетиционный день на сцене, а на следующий — уже концерт. Здесь появилось больше возможностей для артистов и для технического персонала.
Немаловажным итогом этого года станет проведение регионального этапа отбора на фестиваль авторской детской музыки под названием «Дар». Проект возглавляет Леонид Агутин, и мы очень рады такому сотрудничеству. Это также станет продолжение работы Академии эстрады. Мы проводили предварительные переговоры с руководством еще на первых этапах в прошлом году. Нам очень понравилась идея, и на сегодняшний день мы стали одним из восьми городов, где будет проведен региональный этап. Дети до 19 лет, которые являются авторами или соавторами, а также исполнителями, представят свои песни на русском языке. В областном центр лично приедут наставники конкурса. Отбор пройдет 10 марта, выберут примерно 10-12 человек, и уже из них двое смогут отправиться на финал на «СТС». Узнать подробности об участии и зарегестрироваться на конкурс можно на сайте.
— Расскажите, какую поддержку власти Сахалинской области оказывают филармонии?
— Во всех наших проектах участвует правительство островного региона. Большая часть проектов — это личная инициатива губернатора Валерия Лимаренко. Начиная с прошлого сезона, мы приняли участие во множестве региональных мероприятий, в том числе в «Крыльях Сахалина», «Джазовом фестивале» и открытии различных форумов, в том числе форума «Острова», а также центров и других социально-значимых объектов. Поэтому можно сказать, что Валерий Лимаренко — это главный продюсер культуры в Сахалинской области. Мы видим определенную динамику четких движений. Все не заканчивается на уровне разговоров. Есть очень жесткий отчетный контроль, и губернатор лично участвует во многих процессах, в том числе в отборе произведений. Со многими авторами Валерий Лимаренко знаком лично.
— В преддверии Нового года-2024, что бы вы хотели пожелать жителям Сахалина и Курил?
— Как директор филармонии, желаю музыки в жизни. Недавно я посмотрел фильм о биржевых маклерах, которые оформили множество ипотечных кредитов, но произошел обвал рынка, из-за чего они попали в кризис. И в один из моментов директор попросил своего сотрудника объяснить ему ситуацию на рынке самым простым языком, будто он ничего не смыслит в недвижимости. И там была такая фраза: «Я здесь сижу, чтобы почувствовать и принять решение, звучит ли музыка дальше, или она начинает затихать». Он настолько тонко чувствовал свой бизнес, что ответ показал, есть ли дальнейшее движение, или это все же конец. И затем он ответил: «После твоих слов, я слышу тишину». Музыка не стихла, а вообще прекратила существовать. Так вот, я желаю жителям региона, чтобы если и стихала музыка, то только на момент, чтобы они поделились впечатлениями о ней друг с другом и поаплодировали, а затем вновь слушали хороших людей!
РИА «Сахалин-Курилы».