— Здравствуйте, Вероника! Вы работаете в редкой и уникальной технике, которая дошла до нашего времени от коренных народов, населявших Сахалин с древних времен. Расскажите, как возникла идея работать с кожей рыбы? Как развивался ваш творческий путь?
— Сколько помню себя, все рисую. В школе принимала участие во всех выставках и все время, начиная с младших классов и заканчивая старшими, была членом редколегии. Училась в художественной школе. Начинала в Ногликах, причем начало моего обучения совпало с открытием школы, а заканчивала в Некрасовке. В Некрасовке же и приобщилась к искусству коренных народов Сахалина, по крайней мере, моя рыбья кожа оттуда. Наша преподаватель пошла на берег к рыбакам, они помогли ей снять кожу с кеты. Она прямо так ее высушила. Мы потом так мучались с этой кожей, еле-еле размяли, счищали всю высохшую чешую и, естественно, от фактуры не оставалось и следа. Я потом лет десять и не помышляла заниматься рыбьей кожей и, уже работая в «Теви» (сувенирный цех), разработала свою технологию и стала делать картины. В моих работах я сохраняю всю фактуру у кожи рыб и потом уже «рисую рыбьей кожей».
Вышивать впервые попробовала в ногликской школе-интернате, где я проучилась полгода. Труды преподавала Лидия Демьяновна Кимова. Она нас, девчонок, и учила не забывать искусство наших предков. Мама моя тоже приобщала к творчеству с малых лет, но я очень подвижная была, трудно было усадить на одном месте. Она до сих пор поражается, как меня угораздило все-таки прийти к такой усидчивой профессии.
По окончании школы я поступила в технологический техникум в Хабаровске на отделение конструирования и моделирования одежды. Конечно же, из-за того, что ключевой дисциплиной в программе был рисунок. Моим педагогом был Бронислав Тамулевич, многие знакомы с ним и на Сахалине. Уже тогда он пророчил мне мое будущее.
После техникума по распределению я уехала в Якутск. В наше время существовало министерство бытового обслуживания, и наш техникум занимался непосредственно подготовкой кадров для ателье, экспериментальных цехов, домов моды и т. д. Ателье были разных разрядов: от мастерских до ателье высшего разряда. Вот в ателье высшего разряда я и работала закройщиком и получила хорошую практику по конструированию одежды.
Высшее образование я получила уже на Сахалине. Окончила СахГУ, факультет «Природопользование».
Затем, вернувшись в Ноглики, я работала преподавателем в местной художественной школе и дизайнером в сувенирном цехе. Нашему коренному населению сейчас очень не хватает такого предприятия. Там я разрабатывала много новинок, в том числе вспомнила работу с кожей рыбы. Спасибо нашему учителю в некрасовской художке, она тоже с большой радостью восприняла идею. Не буду скрывать, было сложно, занятие очень трудоемкое. Но мы справились. Работа Альбины Осиповой до сих пор хранится в охинском краеведческом, а мои так и исчезли бесследно. Я делала сумку и кисет. Но бесценный опыт был приобретен. Сейчас, думаю, если бы не этот опыт, была бы я художником иного направления? Безусловно, я люблю рисовать, но не факт, что стала бы членом Союза художников России.
— Думаю, работать с кожей рыб непросто. Из-за хрупкости материал легко испортить. Расскажите, как вам удается сохранить фактуру и плотность кожи?
— С кожей рыбы я работаю исключительно традиционными методами, но не использую мялки, потому как нельзя испортить фактуру. Я использую природную графику кожи.
— Очевидно, за годы творческой деятельности у вас прошло немало выставок как в России, так и за рубежом. Расскажите, какие были самыми запоминающимися? Кто помогал в организации экспозиций?
— Выставок было очень много, всех я уже не вспомню. Конечно, все началось в Хабаровске, где прошла моя первая зональная выставка и дипломы первых степеней. Потом уже в Ногликах, в родном музее, и она была уже «рыбьекожая». В Москве — на «Соковищах». Тогда, в первых поездках, победителей награждали медалями, успела привезти две «золотых». Потом уже пошли дипломы. В Хабаровск слетала на «Живую нить времен», тоже небезрезультатно. Ну и, конечно, спонсоры без внимания не оставили. Уже много лет сотрудничаем с «Сахалинской Энергией». Благодаря им появилась прекрасная возможность показать свои работы за границей — в Венгрии, Нью-Йорке, Женеве. Я сама в жизни не смогла бы одолеть такие поездки.
— Чем вы занимаетесь помимо работы с рыбьей кожей? Поделитесь, в каких еще направлениях вы развиваетесь?
— Сейчас я активно занимаюсь иллюстрированием книг в сотрудничестве с ногликской библиотекой. Впереди еще много работы, причем очень интересной. Я также жила и работала в областном краеведческом музее в Южно-Сахалинске. В прошлом году я принимала участие в Первом форуме женщин Севера в качестве докладчика. «Сахалинская Энергия» подала идею привезти выставку, которая была представлена в Екатерининском зале. Я даже мечтать о таком не смела.
— Вы являетесь членом Союза художников России с 2019 года. Расскажите, что вам дало вступление в профессиональное сообщество мастеров?
— Ну, конечно же, вступить в Союз художников - это была одна из моих целей. Обычно я ставлю перед собой цель и неотступно двигаюсь к ней. Неважно как скоро и обычно достигаю. На одной из выставок ко мне подошла Наталья Кирюхина и сказала "Пора". Я и собрала документы. Стало интереснее работать, больше возможностей выставляться и иллюстрировать издания, где нужно подтверждение, что ты художник. Открылось много возможностей, о них можно бесконечно говорить. Конечно же, как у члена Союза художников России у меня появилась возможность наконец получить собственную мастерскую. Ремонт в помещении занял где-то три месяца. Пришлось постараться. С тех пор я работаю здесь. Благодаря мастерской я смогла сделать для Восточного экономического форума большое панно 2×2 метра. Идея участия картины из кожи рыбы такого размера возникла у Евгении Фирсовой, ну а дальше работа была за мной . Хорошо, что есть разные форумы и выставки-ярмарки, а теперь и различные галереи в Южно-Сахалинске. Работай себе и работай. Творчество не ограничено рамками.
— В последние годы творчество на островах активно развивается. Как вам кажется, почему искусство является одним из ключевых направлений, которое важно сохранять и передавать из поколения в поколение?
— Искусство — это самый доступный метод сохранения культуры этноса. И если молодежь сейчас очень мало имеет возможности сохранить языки, потому как носители уходят, то, изучая искусство наших предков, можно сохранять культуру. Желательно изучая творчество коренных этносов. Это кропотливое занятие и требует пытливости, умения держать резец в руке, владеть иголкой, молодежь в нынешнее время даже этого не умеет. Ну а развивать свое мастерство уже молодежи надо самостоятельно. Совсем мало остается учителей из наших коренных, кто может обучить исконным методам и техникам мастерства. Кто знает, что это именно сахалинские мастерицы применяли в своем искусстве те или иные краски, орнаменты, подвески, даже расцветки платьев и нитки в орнаментах. Это очень тонкие грани. Сохранять культуру и творчество надо не хуже языков, чтобы не перемешалось. Было бы неплохо создать школы по сохранению и развитию искусства коренных народов Сахалина, но, конечно, из-за современного темпа жизни мы не имеем возможности погрузиться на все сто процентов в мир своих предков. Бежим, бежим, бежим. В этом отношении некрасовские мастерицы под руководством Альбины Сергеевны Мыгун очень большие молодцы. По крупинкам восстановили нивхский костюм, орнамент, техники безупречной вышивки. Вырезают авторские орнаменты, постигнув смысл традиционного орнамента.
Ранее редактор Sakh.online поговорил с одним из самых молодых членов регионального СХР - Владимиром Бейбулатовым. Художник рассказал об увлечении живописью, работе в детской художественной школе в Южно-Сахалинске, а также дал советы начинающим мастерам.