Четыре года творчества на Дальнем Востоке
Фестиваль театров Дальнего Востока появился в Хабаровске 4 года назад. Однако, сама идея развивать театральное направление в макрорегионе возникла в 2018 году на фестивале «Территория», который проходил в Южно-Сахалинске. Об этом напомнил руководитель Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке Евгений Миронов:
«Тогда ко мне подходили актеры из разных дальневосточных регионов, которые приезжали на фестиваль за собственные деньги, чтобы увидеть что-то новое, и говорили, что у них дома в творческой среде ничего не происходит. А это хуже всего. Поэтому и возник вопрос: а что может быть полезным для деятелей театра здесь, на Дальнем Востоке?», - рассказал артист.
Сейчас на развитие культуры Дальнего Востока направлено пристальное внимание: на Сахалине в скором времени откроется филиал Театрального института имени Бориса Щукина, во Владивостоке – филиал Российского государственного института сценических искусств, также создаются новые репетиционные площадки и сцены. Фестиваль, как один из инструментов развития культуры, суммирует достижения и проблемы, которые возникают в жизни творческих коллективов, и позволяет найти пути их решения, новые возможности и инициативы.
«Творческая жизнь началась. И теперь важно ее наполнить качественным содержанием», - отметил Евгений Миронов.
Официально театральной столицей Южно-Сахалинск стал 17 июня. Открывали фестиваль губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко и руководитель Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке, художественный руководитель Государственного Театра Наций, народный артист РФ Евгений Миронов.
«Мы рады, что на эти две недели Южно-Сахалинск стал дальневосточной театральной столицей. Мы сделаем всё, чтобы фестиваль вышел здесь на новый уровень. Для нас это большой яркий праздник! Этот фестиваль ещё больше активизирует театральную жизнь на Сахалине, станет подарком жителям и гостям области», - сказал Валерий Лимаренко.
За 14 дней сахалинцы увидели девять спектаклей дальневосточных театров, отобранных экспертным жюри. В основную программу вошли постановки «Долгин» Бурятского академического театра драмы им. Хоца Намсараева (Улан-Удэ), «Дама с собачкой» Магаданского государственного музыкального и драматического театра (Магадан), «Записки сумасшедшего» Сахалинского международного театрального центра им. А.П. Чехова (Южно-Сахалинск), «Квартирник. Бродский» Приморского краевого драматического театра молодёжи (Владивосток), «Леди Макбет Мценского уезда» Камчатского театра драмы и комедии (Петропавловск-Камчатский), «Три сестры. Отрывки. Отражение» Хабаровского ТЮЗа (Хабаровск).
Рекордсменом по количеству фестивальных спектаклей стала Республика Саха – постановки трех якутских театров вошли в основную программу. Это «Якут, превратившийся в злого духа» Нюрбинского государственного передвижного драматического театра (Нюрба), «Сорванец» Государственного Академического Русского Драматического театра имени Александра Пушкина (Якутск) и «Пир…» инклюзивного театра «Алгыс» (Якутск).
Каждый спектакль сахалинские зрители провожали бурными аплодисментами. А после показа преданные театралы обсуждали постановки вместе с приглашенными театральными критиками.
Офф-программа фестиваля
Вне основной программы на фестивале были также представлены спектакли театров Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и даже Сухума (Абхазия). Директор государственного русского театра драмы имени Фазиля Искандера Ираклий Хинтба признался, что для них было большим счастьем показать свои работы сахалинским зрителям:
«В детстве, читая «Остров Сахалин» Антона Чехова, а потом и «Жизнь Антона Чехова» Дональда Рейфилда, я не мог себе представить, что когда-то окажусь вместе с театром на далеком Сахалине. Удивительное ощущение, будто попал в другую реальность: тут другое магнитное поле, другое небо, другое восприятие», - рассказал Ираклий Хинтба.
Камнем преткновения на гастролях для абхазцев стала сложная логистика, поэтому все декорации для показа изготовили на месте – в цехе Чехов-центра. От сухумской постановки – никаких отличий.
Также гости солнечной Абхазии задумали спектакль-коллаборацию с участием юных актеров острова. В спектакле «Софичка» приняли участие воспитанники театральной студии «Лица» 11-летняя Евдокия Кузнецова и 12-летний Константин Ивашов, они исполнили роли главных героев. Ребят ввели в постановку всего за одну репетицию.
Гостями из столицы России стали выпускники Школы-студии МХАТ. В рамках «Больших гастролей» студенты показали спектакли для юных сахалинцев в Аниве, Долинске, Корсакове и Южно-Сахалинске. Мастер курса, а по совместительству и художественный руководитель Фестиваля театров Дальнего Востока Виктор Рыжаков рассказал, что его ученики сами выбрали Сахалин для гастролей, когда возник вопрос.
«Мы всегда обо всем советуемся. Я пришел и спросил: «Большие гастроли» предлагают поехать куда-нибудь со спектаклями. Куда поедем?». Ответили: на Сахалин или Камчатку – словом, далеко-далеко от Москвы! Ребята называли много городов Дальнего Востока. Но победили те, кто говорил, что на Сахалин сами, может быть, больше никогда в жизни не попадут», - поделился мастер курса Школы-студии МХАТ.
Как рассказал Виктор Рыжаков, ребята, отыграв спектакли на Сахалине, вернулись домой и получили дипломы. В новом сезоне бывших студентов Школы-студии МХАТ можно будет увидеть в постановках московских и петербургских театров.
«Критика театрального разума»
Нововведением V Фестиваля театров Дальнего Востока стали образовательные программы. Одна из них – «PRоба пера» – объединила людей, пишущих о театре. В интенсиве приняли участие журналисты, пиарщики, заведующие литературной частью и блогеры из Южно-Сахалинска, Хабаровска, Владивостока, Благовещенска, Петропавловска-Камчатского, Улан-Удэ и Якутска.
Спикерами выступили известные российские критики и театроведы: Глеб Ситковский (театральный критик, журналист, основатель и куратор всероссийского проекта «Школа театрального блогера»), Ирина Кузьмина (театровед, театральный критик), Анна Степанова (театровед, театральный критик, историк театра, кандидат искусствоведения, доцент кафедры Истории театра России ГИТИСа, художественный руководитель 1 курса театроведческого факультета) и Ирина Ганзера (театровед, старший специалист по связям с общественностью театра «Практика», преподаватель Московского городского педагогического университета). Куратором интенсива стала театровед и драматург Ольга Никифорова.
На протяжении двух недель участники слушали лекции, посещали семинары, смотрели спектакли и писали материалы. Результатом их обучения стала онлайн-газета «Критика театрального разума»
«Нам кажется, что дефицит театральных изданий в стране, а тем более на Дальнем Востоке, позволит нам надеяться на читательский интерес и долгожительство газеты. И несмотря на некоторую ироничность названия и, быть может, легкость письма, настроены мы основательно и серьезно. Мы хотим знать о театрах ДВ всё или почти все. Мы хотим обмениваться новостями, вступать в диалог и размышлять о творчестве», - написали редакторы издания в приветственном слове.
Следующим направлением обучающей программы стал интенсив для работников свето- и звукотехнических цехов театра «Ярче! Громче!». Куратором этого направления стал известный «золотомасочный» художник по свету Дмитрий Зименко (Митрич). Своеобразным экзаменом для световиков и звукачей стали эскизы спектаклей, которые одновременно являлись третьим направлением обучающей программы – режиссерской лаборатории «Блиц-театр».
Для многих театров режиссерская лаборатория – привычное дело. Но в этом году организаторы решились на эксперимент. Для постановки эскизов на Сахалине создали четыре сборные труппы артистов из Нюрбы, Якутска, Уссурийска, Хабаровска, Владивостока, Мирного и Южно-Сахалинска. Участники отметили, что экстремальные условия лаборатории помогли раскрыть актерские способности по-новому. Свое видение материала о любви показали молодые режиссеры Игорь Лебедев (эскиз «Наши»), Александр Золотовицкий (эскиз «Войцек»), Алексей Мартынов (эскиз «Площадь защитников неба») и Александр Карпушин (эскиз «Тетя Мотя»). Станут ли их работы полноценными спектаклями или будут забыты, как страшный сон, решали зрители путем голосования после показа.
Напомним, фестиваль проводился при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Сахалинской области в рамках федеральной Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке. Руководитель программы – народный артист РФ, художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов.