Чехов-центр в свой день рождения представил публике оперетту «Летучая мышь»: рецензия

Сегодня, 12:37КультураФото: пресс-служба Чехов-центра

Премьера спектакля «Летучая мышь» отгремела 14 и 15 декабря на подмостках Чехов-центра. Постановка Сусанны Цирюк вызвала у зрителей восторг напополам с разочарованием: в каждом хвалебном отзыве обязательно найдется какое-нибудь «но», испортившее ожидания. Пожалуй, виноваты здесь как раз непомерно завышенные ожидания — знаменитая оперетта, приглашенные звезды на сцене, в оркестровой яме и режиссерском кресле, повсеместное обещание яркого праздника… Так что же пошло не по плану? Откуда взялось «но»? Разберемся вместе с корреспондентом Sakh.online.

Давайте начнем с хорошего и отдадим должное всем, кто приложил руку к созданию новой «Летучей мыши». Было бы странно просить от Чехов-центра классической постановки по Штраусу-младшему, которую большинство зрителей либо видели по телевизору, либо смотрели в других театрах. У Сахалинского международного театра свой путь, свое видение, за это его и любят. Наоборот, любопытно узнать, что разные режиссеры могут сотворить из одного материала, а уж во вторичности Сусанну Цирюк обвинить точно нельзя, она представила зрителю нечто одновременно очень знакомое и совершенно новое.

Все, что касается музыки, в постановке выполнено безукоризненно. Оркестр показал все свое мастерство, оперные певцы блистали и, что немаловажно, артисты Чехов-центра на их фоне выглядели достойно — Леонид Всеволодский и Алексей Солдатов исполняли сложнейшие партии с завидной легкостью.

К актерской игре также нет нареканий. Если уж Алексей Коновалов и Назия Аминева, исполнявшие главные роли, где-то переигрывали, то лишь потому, что этого требовал жанр комедии. Юмор, который некоторые зрители окрестили пошлым, тоже обусловлен желанием в первую очередь повеселить публику, что сделать удалось. Сусанна Цирюк добавила шутки в оригинал, и они, что называется, «сработали», зал смеялся порой до слез. Другой уже вопрос, все ли ценят сниженный юмор, но на него есть довольно простой ответ: всем угодить нельзя, кто-то в любом случае схватится за сердце, услышав «Твою мать!» со сцены.

Нельзя не отметить масштабность декораций, свойственную Чехов-центру. В каждом действии, будь то бал Орловского или сцена в тюрьме, было два этажа — два плана повествования, пространство использовали по максимуму. Костюмы также превзошли все ожидания — каждый отдельный образ был продуман до мелочей и создан кропотливыми мастерами своего дела.

Так, раз все прекрасно, чего же не хватило? Подозреваю, проблема «Летучей мыши» кроется в том, что этого «всего» попросту было слишком много. По отдельности элементы спектакля хороши, а вместе не смотрятся гармонично: восточные танцовщицы, балет в русских народных костюмах, сани, кальян, трехметровая бутылка шампанского, бессловесные персонажи находятся на сцене одновременно, из-за чего сливаются в одного неравномерное полотно. Эклектика интересна в дозированных количествах — и тут случился перебор.

Воспринимать оперетту на протяжении трех часов, как бы виртуозно артисты ни исполняли свои либретто, тяжело, и некоторые особо затянутые сцены не упрощают зрителю задачу. Десять минут мы тратим на восклицания «Ах, боже мой!», еще пятнадцать — на выяснение, является ли Генрих фон Айзенштайн, адвокатом, из-за чего внимание постепенно рассеивается и пропадает желание следить за ходом повествования.

Нововведения в сюжете не смогли подогреть интерес: хитрый план мести Фалька разваливается прямо на глазах. «Летучую мышь» лишили темы случайных совпадений, теперь муж-развратник ухаживает за собственной женой на маскараде не потому, что так сложилась ситуация, а потому, что так задумал его соперник. Комедия положений потеряла свой шарм ради интриги, которую режиссер бросила на полпути. Фальк не пытается добиться расположения возлюбленной, не разрушает семью в конце, не мстит за свою поруганную честь — тогда в чем смысл его действий? Более того, сюжет потерял из-за линии Фалька еще и Орловского — яркий, запоминающийся герой становится куклой, которая выслушивает план интригана, кивает и повторяет: «Это действительно очень забавно», будто желает убедить в этом зрителя. У Штрауса II князь — кутила, душа компании, а в спектакле Чехов-центра он превращается во внесценического персонажа, которого вывели на сцену для кивков. Примечательно, что Орловский облачен в серое и теряется на фоне гостей и балета — виновник торжества не очень-то нужен на собственном празднике.

Нераскрытой осталась и еще одна авторская находка, ее тоже повесили на сцене, как чеховское ружье, и забыли. В первом акте зрителю представили детей главных героев, у которых не было имен и реплик. Они добавили комизма, то есть оправдали свое присутствие, а вот их образы вызвали вопросы, поскольку были современными — наушники, телефоны, журнал а-ля Playboy в руках. Эти анахронизмы никак не объяснили и не обосновали, из-за чего попытка осовременить действие не то чтобы удалась.

Несмотря на все недочеты, общее впечатление от спектакля — скорее положительное. В конце концов комедия не претендует на глубину и особую драматичность, зрители собрались ради смеха, праздничной атмосферы — их и получили. Приглашенные звезды прекрасно сыграли, музыканты подарили залу эстетическое удовольствие, режиссер вышла за рамки привычного, что от нее и требовалось, то есть ожидания, по сути, оправдались. Многие ждали большего, однако не найдется ничего, что стоило бы добавить, только убрать для гармоничности. Классическую «Летучую мышь» можно посмотреть где угодно, а Чехов-центр славится именно тем, что создает нечто свое. Приходите на оперетту за настроением и точно не прогадаете.   

Ранее Sakh.online сообщал, что Центр цирковых искусств завершил набор юных дарований на учебную программу. Министр культуры и архивного дела Сахалинской области Нонна Лаврик назвала открытие центра значимым этапом в развитии культуры в регионе.

Авторы:Анастасия Сидорина,Сергей Красноухов