История компьютерных игр началась примерно в 1940-х и 1950-х годах, когда создавались первые игры-симуляции. Начало популярности подобного рода программных продуктов — это 1970-е и 1980-е, когда появились первые автоматы, консоли и домашние компьютеры. В 70-х годах виртуальные игры приобрели особую популярность, а игровые автоматы устанавливали во всех общественных местах. Однако компьютерные технологии тогда не воспринимались в качестве серьезного инструмента. Но вскоре все поменялось. В 2011 в США компьютерные игры были признаны видом искусства на официальном уровне.
В последнее время именно игровая индустрия оказывает огромное влияние на общество, а количество компьютерных игр сейчас достигло немыслимых масштабов. По данным, опубликованным исследовательской компанией Juniper Research, в 2020 году мировой оборот рынка покупок, встроенных в компьютерные и мобильные игры, составил 15 млрд долларов. А к 2025 году он увеличится почти вдвое и достигнет 25 млрд долларов.
Так называемый киберспорт был признан официальным видом спорта более пятнадцати лет назад. Ежегодно по всей планете проводятся турниры и состязания среди любителей с хорошим призовым фондом. Тренд поддерживает и Сахалинская область: в мае 2021 года состоялся региональный киберспортивный чемпионат «Миссия: Победа», посвященный празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне. Около 70 команд сражались в популярных многопользовательских онлайн-играх Counter-Strike: Global Offensive и Dota 2. Мероприятие собрало свыше 350 сахалинских киберспортсменов. В рамках соревнований состоялись два турнира. Первый — «Битва за Шахтерск» — с 4 по 5 мая прошел среди команд-участников Углегорского района. Во втором турнире — «Битва за Сахалин» — смогли принять участие команды со всей области. Общий призовой фонд составил 150 000 рублей.
Геймер со стажем Сергей Ляхов считает, что такого рода игры — хорошая инициатива, однако проводить их на федеральном уровне, с официальной поддержкой, стоило намного раньше. Участвовать в соревнованиях он не планирует, так как для полноценного вовлечения в такой процесс нужно большую часть личного времени посвящать играм. Как и большинство его сверстников, Сергей начал играть в компьютерные игры еще в детстве.
— Принимали участие до этого в турнирах и в каких? Как вообще принять в них участие?
— Да, принимал. Лет десять назад участвовал в местечковых турнирах по Hearthstone, довольно успешно для уровня города, но не более того. В зависимости от дисциплины вы можете записаться на любой турнир по желанию – соревнования начальных уровней как правило свободны для участия и не требуют больших финансовых вложений.
— Любимые игры, персонажи? За что вы их полюбили? Как вы начали играть?
— Играть я начал с раннего детства, как и многие другие — на приставке Dendy, в школе появилась возможность время от времени пользоваться компьютером одноклассника, оттуда и пошла любовь к симуляторам и стратегиям. Первыми играми на ПК были Warcraft II, Starcraft, Diablo, Caesar III, TES III: Morrowind.
— За что стоит полюбить киберспорт? Есть ли польза от таких соревнований?
— Киберспорт сегодня не уступает по популярности и собираемой аудитории хоккею или бейсболу — естественно, я говорю о западном рынке. Это прекрасное шоу для людей, которые в курсе, насколько тяжело бывает овладеть всеми аспектами любимой игры, сколько нужно потратить времени и сил на то, чтобы стать мастером. Сами по себе игры развивают логику, навыки многозадачности, микроконтроль, стратегическое и тактическое мышление, работу в команде, а также имеют минимальный входной порог для начала занятий, что выгодно отличает их от большого спорта.
— Как долго готовятся игроки к турнирам? Требуются ли специальные навыки?
— Подготовка игроков к турниру обычно занимает все время между турнирами, как и в любом другом спорте. Остановился — проиграл. Навыки, которые я упоминаю в предыдущем пункте, развиваются только постоянными тренировками, просмотром практик других киберспортсменов, заучиванием новых тактик.
Южно-Сахалинск в 2023 году может стать базой для первых международных соревнований по инновационным дисциплинам «Игры будущего». Место проведения выбирают уже сейчас на конкурсной основе: организатора объявят весной 2022 года.
Ориентировочно турнир проведут осенью 2023 года, но в тестовом формате его апробируют уже в следующем году. В случае успеха «Игры будущего» будут проводить каждые два года. Южно-Сахалинск станет хорошей площадкой для турнира благодаря своему географическому положению. Поблизости находятся страны АТР, где традиционно популярен киберспорт, — Китай, Япония, Республика Корея.