Первое граффити в рамках нынешнего фестиваля «Утро Родины» открыли сегодня в Южно-Сахалинске. В проект «Киноцитаты» вписался известнейший советский фильм «Холодное лето пятьдесят третьего». Огромный тематический рисунок появился на фасаде дома № 106 на улице Пуркаева. Режиссер картины Александр Прошкин принял непосредственное участие в его открытии и поразмышлял вместе с корреспондентом РИА «Сахалин-Курилы» о современном искусстве.
В начале разговора Прошкин ответил на вопрос, который возникает у тех, кто помнит сюжет фильма: вызывает ли тема политзаключенных боль у народа до сих пор.
— Я считаю, что в нашем народе, к сожалению, есть одно хроническое заболевание — короткая память. Когда вырастают новые поколения, они уже оперируют только цифрами: столько-то миллионов погибло. Но это чудовищно, потому что как только мы начинаем забывать, все это повторяется. Вот в этом огромная опасность. Мне кажется, молодое поколение обязано знать историю, — отметил пожилой режиссер.
— Для меня это история бесконечного сопротивления человеческому унижению. Это история человека с прямой спиной, гражданина, который не приспосабливается и не гнется и, к сожалению, переносит страшные испытания, — сказал Александр Прошкин.
Он сообщил, что рисунок на фасаде ему понравился: сделан очень точно и профессионально. И герои «получились очень человечными». Прошкин признался, что первый раз столкнулся с таким явлением, как кино-граффити, но ему по душе такое современное искусство.
— Понимаете, кино, которое было раньше, молодежь мало смотрит. Но благодаря граффити фильмы продолжают существовать, и это чрезвычайно важно. Для меня это просто бальзам на душу, — сказал он.
В целом же режиссер относится к стрит-арту как к неизбежности.
— Время идет и диктует совершенно новый язык. В таком монументальном искусстве, как городское пространство, — это совершенно нормально и естественно, — рассудил он. — Приходят новые поколения, они всегда привносят свои ощущения от жизни.
О своих эмоциях рассказал и автор рисунка, уличный художник Гера Алкидный. По его мнению, молодежь сейчас не может почувствовать, что было в прошлом, но она может посмотреть фильм, вдохновиться граффити и понять что-то важное, какие-то моменты пропустить через себя.
— Фильм, по сути, о бандитах, условно говоря, периоде после смерти Сталина. И дух этой деревушки, дух недоступной Карелии и сепийные оттенки фильма хотелось передать на рисунке, — отметил иллюстратор. — С одной стороны, в фильме показан холод, а с другой — местами пробивается тепло. Вот именно это все отражено у нас на фасаде. А надпись выделена ярким желтым пятном, чтобы история не выглядела слишком мрачной.
В 2019 году «Утро Родины» подарило Южно-Сахалинску пять граффити – на фильмы «Москва слезам не верит», «Гардемарины, вперед», «Место встречи изменить нельзя», «Оттепель» и «Белорусский вокзал».