В Южно-Сахалинске с танцами и песнями завершили фестиваль художественных промыслов и ремесел коренных народов Севера «Живые традиции». Финал праздника символично пришелся на Международный день коренных народов, 9 августа. Представители различных этносов собрались на крыльце регионального центра народного творчества, чтобы показать всем свои таланты. Мастера научили сахалинцев делать нивхские бубны из оленьей кожи, помогли смастерить глиняный сосуд и даже показали камень хорошего настроения. Подробнее – в материале РИА «Сахалин-Курилы».
Второй день фестиваля оказался не менее жарким и солнечным, чем первый. Представители малочисленных этносов говорят, что еще перед мероприятием шаманили над тем, чтобы погода была хорошей. Но это они шутят так. А может быть, и нет, кто знает?
На праздник съехались мастера из Ногликского, Тымовского, Александровск-Сахалинского, Охинского и Поронайского районов. Присоединились к ним и южносахалинские таланты.
— Мы приехали из села Некрасовка Охинского района. Привезли на выставку национальную одежду, изделия из дерева, обувь, шапки из нерпы, кукол, сувениры и многое другое. Все элементы используем в быту и по сей день. Вот только одежду носим лишь по праздникам. Упор во всем мы делаем на ручную вышивку. Она занимает очень много времени. Самая сложная работа — национальная одежда. На ее изготовление порой уходит целый месяц, — рассказала Альбина Мыгун.
Орнамент сейчас уже потерял былой символизм. В современной вышивке используют различные узоры, изображения животных и насекомых, но сейчас они служат лишь украшением.
Диана Устиновская в конкурсной программе не участвовала. Ее пригласили как гостя для того, чтобы она продемонстрировала сделанные своими руками украшения. Занимается она этим уже почти 10 лет.
— Для фестиваля я подготовила украшения с этнической тематикой. Коллекцию «Свет айнов» я создавала по мотивам айнских украшений. Я смотрела в интернете фотографии национальных костюмов, ходила в Сахалинский краеведческий музей, чтобы изучить экземпляры украшений, которые там есть. Любая форма или любой камень имеют свое значение. Поэтому я решила использовать для этой коллекции минерал говлит. Его считают камнем хорошего настроения, он избавляет от депрессии и помогает усваивать знания. Айны в своих украшениях не использовали говлит, зато камни и стекло у них были такого же цвета. Также я привезла сюда коллекцию «Сокровища Сахалина». Ее я сделала из камней, которые добыла сама. Некоторые собрала прямо на пляже в Александровске-Сахалинском. Например, яшмы, — рассказала Диана Устиновская.
Сложно себе даже представить сумочку из рыбьей кожи, да? А вот сахалинские мастера создают такое своими руками. Талантливая женщина из Ноглик делает вещи из кожи кунджи, гольца и горбуши.
— Этим ремеслом я начала заниматься лет 10 назад. Со временем начала давать уроки детям в школе искусств. Еще я работаю с берестой. Но все равно самой сложной и самой длительной является работа с рыбьей кожей. На одну сумочку уходит не меньше полутора месяцев и несколько шкурок. К каждой из них нужен свой подход. Кожу стирают, промывают, обезжиривают в специальных растворах. Затем размягчают костяшками пальцев. Иногда ее наклеивают на замшу, чтобы готовая сумка получилась плотнее. Расшивают все вручную. Не всегда удается сразу подобрать материал. Иногда на поиск нужных шкурок уходит несколько месяцев, — делится секретами Людмила Паскит.
Рыбьи сумочки не продаются. Их повезут на выставку в Москву. Это очень расстроило одну из покупательниц, которая была готова заплатить любую цену, лишь бы приобрести себе такой эксклюзив. Но мастерица была непреклонна. В итоге им удалось договориться на изготовление товара на заказ. Восхищенная девушка была готова ждать даже год, чтобы заполучить аксессуар. Кстати, обойдется он ей в 20 тысяч рублей.
Любопытно, что часто с такой сумкой не походишь. Изнашивается быстро. Да и боится рыбья кожа дождя и тумана. А вот для отпуска в жарких странах она подойдет.
Пока у гостей фестиваля разбегались глаза от многочисленных украшений, одежды и предметов быта, на другой площадке фестиваля вовсю шел мастер-класс по изготовлению керамического сосуда с отпечатками морского гребешка.
Как рассказала Екатерина Сайгушкина из мастерской художественных ремесел в Долинске, сосуды изготовляются из сахалинской глины по технологии уже исчезнувшего народа тончи. Сначала небольшие кусочки материала скатываются в колбаски, а затем их потихоньку укладывают по кругу друг на друга, чтобы создать форму будущей посуды. При этом руки обязательно надо смачивать водой. Она также помогает сгладить сосуды изнутри.
В конце на посуду наносят узор сахалинским гребешком. Ракушки аккуратно отпечатывают снаружи. Теперь минимум неделю сосуды будут подсыхать, а затем их ждет обжиг. Далее их можно расписать.
— Настоящий горшочек не расписывался. Он проходил только один обжиг Но сейчас, чтобы использовать сосуд по назначению, его сначала нужно хотя бы в один слой покрыть прозрачной глазурью, — рассказала Екатерина Сайгушкина.
Мы нашли то, с помощью чего участники фестиваля шаманили над погодой. Это нивхские бубны. Чтобы дождь больше не одолевал местных жителей, они пришли на мастер-класс по его изготовлению, который проводили ребята из команды с забавным названием «У шамана три руки». Почему три? Да потому что палочка от бубна у шаманов была почти как рука (и да, мы знаем, что есть такая песня).
Итак, перейдем к самому процессу. Как рассказала Лидия Никулина, для изготовления инструмента дерево надо сначала размочить. На это уходит примерно три дня. При этом древесину предварительно нужно обработать и отшлифовать.
— Мы работаем с липой. А вообще можно брать любую. Но есть та, которая поддается, а есть – которая сопротивляется. Например, пихта и ель, они своеобразные. Но можно договориться, — делится девушка.
Далее дерево помещают в специальный короб, в котором его распаривают, чтобы оно стало мягким и могло согнуться. Пар поступает туда через шланг. На это уходит до восьми часов. После этого материал загибают по заранее подготовленной форме, затем сушат три дня. Дерево за это время принимает нужную форму. Потом его соединяют с помощью струбцины. Далее на готовый круг натягивают оленью кожу, которую перед этим очищают и размачивают.
— Бывает заранее выделанная кожа. А для мастер-класса кожу мы делали сами. Кожа была с шерстью, мы на горячих источниках ее вычистили вручную. Запах стоял жуткий. Вороны летали. Еще приходилось следить, чтобы оводы ее не покусали. После ножом нужно еще пройтись, чтобы убрать верхний слой, — поясняет Лидия Никулина.
Остается дело за малым. Нужно смастерить палочки из дерева и натянуть на них меховые чехлы. На изготовление такого бубна уходит три недели.
Фестиваль завершился традиционными танцами, песнями и награждением победителей конкурса. Без подарка и диплома не остался никто.