Творческие планы Чехов-центра на грядущий 90-й сценический год включают премьеры, гастроли, квесты и школу театрального блогера. Корреспондент РИА «Сахалин-Курилы» пообщался с худруком театра.
— В этом сезоне наш репертуар существенно прирастет наименованиями первого ряда мировой драматургии, — говорит художественный руководитель театра Александр Агеев. — Официально сезон откроется 24 октября «Чайкой». Свою давнюю мечту перенести ее на островную сцену предложил режиссер Алексей Песегов, известный филигранной работой с чеховскими пьесами (об этом можно судить по его «Вишневому саду»). На постановку трагикомедии Шекспира «Буря» приглашен Петр Шерешевский, который ранее ввел в афишу театра спектакль «Экстремалы». Режиссер Александр Кузин (Ярославль) осуществит постановку «Маскарада» Лермонтова.
По мнению Агеева, классика является экзаменом на зрелость труппы.
— Я думаю, что Петр Шерешевский — тот режиссер, который нащупает нерв актуальности в комедии Шекспира, несмотря на прошедшие четыре века со времени ее написания, — считает руководитель Чехов-центра. — А «Маскарад» поможет совершенствовать технику работы со стихотворным текстом, чем не все актеры владеют. Надеюсь, что зрители станут прямыми участниками каждого события в сезоне, который мы постараемся сделать ярким, запоминающимся праздником и разговором по душам.
Но вообще-то сезон уже начался. Компенсируя вынужденную полугодовую паузу, Чехов-центр начал встречи со зрителем нетрадиционно рано — уже в августе. И начал двумя контрастными постановками. Уравновесить монополию культовых имен была призвана легкая, незамысловатая комедия положений «Смешные деньги» Рэя Куни, который никогда (вот уже лет 40) не жаловался на фиаско и лакуны в зрительном зале.
А специально к VII Международной чеховской конференции инсценировали рассказ «Архиерей» с участием ведущего мастера сцены Владимира Байдалова. «Архиерей» стал интересным опытом моноспектакля во взаимодействии с вокальным ансамблем El Canto под управлением Павла Гололобова. Союзу литературы, театра и духовной музыки рукоплескали в Александровске-Сахалинском — традиционной площадке сбора российских чеховедов. А затем и в Кировском (ранее Рыковском), в Доме культуры, который возведен на фундаменте разрушенного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. В дальнейшем «Архи-ерея» будут играть и в Чехов-центре, и по «месту рождения» — в историческом парке «Россия — моя история». Формат моноспектакля воодушевил руководство Чехов-центра: «У нас немало артистов, способных его освоить. Я уверен, что такая театральная форма, открывающая актерскую индивидуальность, найдет своего зрителя», — подчеркнул Александр Агеев.
Меж тем «заложниками» коронавируса стали два спектакля, созданные на излете прошлого сезона. Эти премьеры надеются вскоре показать сахалинцам: на большой сцене — «Марию Стюарт» в постановке петербуржца Олега Еремина (создателя «Скупого» и «Собачьего сердца»), на малой — «Калеку с острова Инишмаан» Мартина Макдонаха от режиссера Антона Безъязыкова.
Чехов-центр затеял проект «Театр Travel». Если в прошлом сезоне его начали маленькие уроженцы Сахалина, то в этом эстафету подхватили взрослые. «Я приехал и влюбился в остров» — таков зачин новых выпусков видеороликов, в которых люди театра становятся Вергилиями-проводниками и пиарщиками самых крутых мест Сахалина. Так, город-музей Александровск-Сахалинский, где с любительской труппы в XIX веке начался театральный процесс на острове, представляла директор Чехов-центра Татьяна Корнеева. Чертов и Ведьмин мосты ждут комментариев актеров Романа Мамонтова и Аллы Кохан. Бухта Тихая — балетмейстера Маргариты Красных.
Интересно, что идею подкинул Александр Агеев, по натуре заядлый урбанист, не склонный к поездкам на море и восхождениям в горы. Тем не менее видеопроект позволил взять реванш в условияхзакрытия границ — привлечь внимание к достопримечательностям Сахалина, показать через них душу нашего острова, ну а в конечном счете — привести в театр. Энтузиастов, сумевших найти припрятанный в разных локациях театральный знак ручной работы, поощрили билетами на спектакли.
Премьера «Чайки» состоится 24 и 25 октября на большой сцене театра.В спектакле заняты артисты: Наталья Красилова, Константин Вогачев, Игорь Мишин, Анастасия Жаромская, Леонид Всеволодский, Анна Антонова, Анастасия Солдатова, Владимир Байдалов, Артур Левченко, Виктор Крахмалев, Никита Хвостиков, Юрий Беляев, Ирина Женихова.
Театр продолжит творческие начинания, полюбившиеся зрителям. Знакомство с его закулисьем в ночь с 3 на 4 ноября пройдет по сценарию драматурга Маши Конторович в формате променада-ужастика. Зрители встретятся с действующими лицами разных спектаклей, а участники-актеры получат сеанс на творческое самовыражение.
А еще Чехов-центр взялся растить тех, кто способен печатно отражать общественную рефлексию по поводу театра. Впервые при поддержке Союза театральных деятелей России сахалинцы смогут стать учениками онлайн-школы театрального блогера. Под руководством театрального критика Дины Годер участники проекта будут учиться понимать театр, а затем делиться своими впечатлениями в соцсетях.
Спектакль «Гроза», модернистская трактовка пьесы Островского в постановке Александра Созонова, был номинирован на высшую национальную театральную премию — «Золотая маска». Его тепло приняли 29 сентября на сцене столичного Театра имени Моссовета. «Для нас это событие исторического порядка», — отметил Александр Агеев. Если очередной виток коронавируса не спутает карты, Чехов-центр примет участие в театральных фестивалях в Хабаровске и Новосибирске. Примечательно, что на «Ново-Сибирский транзит» эксперты отобрали сразу два спектакля — «Грозу» и «Экстремалов». Такое случается нечасто.
А завершится сезон фестивалем «Сахалинская рампа», который соберет главные достижения театров России, и не только. За полгода до события, да еще в условиях пандемической непредсказуемости, его программа, конечно, далека от конкретики. Но уже сегодня можно сказать, что фестиваль планируется с 12 по 31 июня. Он откроется премьерой «Бури» и станет встречей старых друзей, а также представит новые работы российских режиссеров, с которыми Чехов-центр имел опыт сотрудничества.
Появление в труппе опытного актера из Волгограда Игоря Мишина породило идею спектакля по поэме Венечки Ерофеева «Москва — Петушки». За его постановку возьмется Александр Агеев. (К этой премьере будет привязана презентация долгожданного Чехов-band´а. Несмотря на желание разных творческих коллективов Сахалина аккомпанировать актерам, им хочется сыграть самим, благо владеющих музыкальными инструментами в труппе достаточно. Темой станут «Лучшие песни русского рока 1980–1990-х».)
Не останутся без «классического» пригляда и дети — их ожидает спектакль «Басни Крылова» и новогодняя сказка «Золушка». Чехов-центр благосклонен к просьбам зрителей, поэтому удлиняет век спектаклей-фаворитов. Это касается прежде всего «одноразовой» участи новогодних постановок: кто не успел попасть на «Рождественскую историю» по Диккенсу, «Зимний вечер в кабаре» или сказку «Царский подарок», сможет это сделать в грядущем сезоне.
Наш корреспондент расспросил жителей области области о том, что они хотят увидеть на главной сцене Сахалина в течение театрального года.
— Я, к своему стыду, в театре бываю очень редко, даже не каждый сезон. Но, когда случается выбраться, для меня это настоящий праздник. Причем не важно — современная ли это постановка или знакомая со школьной скамьи классика. Я всегда получаю огромное удовольствие от соприкосновения с этим чудом. Переживаю за героев, проживаю вместе с ними их роль, вспоминаю, проецирую на себя ситуацию, в которой они оказываются. От театрального сезона я жду одного — чтобы никакие вирусы не помешали ему. Чтобы театр жил и работал. И как только меня кто-нибудь пригласит, я соглашусь не раздумывая. Надеюсь, что вашу газету прочитает тот, кому адресован этот намек.
— До того как я встретил свою жену, я не понимал театр совершенно. Считал его атавизмом, дожившим до наших дней лишь чудом. Мне казалось, что кинематограф с его возможностями — графикой и спецэффектами — давно заменил сцену, на которой что-то из себя изображают актеры. Но ради любимой женщины стал ходить и, к своему удивлению, полюбил. Теперь я сам жду премьер. И каждый раз предвкушаю, волнуюсь и переживаю, как бы наш Чехов-центр не начал превращаться в московский Гоголь-центр. Пошлости сегодня с лихвой хватает в Интернете и на телевидении. Очень хочется, чтобы театр всегда оставался территорией настоящего высокого искусства, эстетики и нравственности.
— Я с большой любовью и трепетом отношусь к творчеству наших артистов и режиссера театра Александра Агеева. Он очень тонкий, глубокий и добрый человек. И спектакли его такие же. Я уверена, что новый театральный сезон будет красивым во всех смыслах этого слова. И целебным — нам всем сейчас это особенно нужно. Искусство творит чудеса, а театр — это и вовсе эмоциональный СПА, детокс для наших израненных душ. Так поплачешь над судьбой Катерины из «Грозы» или посмеешься над глупым жадным до чужого счастья царем из «Федота-стрельца», хмыкнешь с пониманием над суетой Генри Перкинса из «Смешных денег» — и не то чтобы жить легче... Жить — понятнее. Спасибо за это нашему театру.