Есть такое понятие — мискастинг. Это, по сути, неудачный подбор актёра на роль. То есть актёр-то может быть и хороший, а вот эта роль ну явно не для него. Что в результате портит весь фильм.
Это всё время вспоминалось мне, когда я смотрела новую экранизацию «Евгения Онегина». Сам по себе фильм весьма и весьма неплох. Прекрасные виды природы, великолепные костюмы, чудесная музыка. Режиссёр не стал вольно интерпретировать первоисточник, придерживался литературного оригинала. Но актёры… Очень уважаемый мной, по-настоящему талантливый Виктор Добронравов в роли молодого Онегина смотрелся абсолютно неуместно. У Пушкина Онегину, приехавшему в деревню, около 20. Почему режиссёр решил, что 40-летний исполнитель, который стареет в полном соответствии со своими годами, будет хорошо подходить на эту роль, мне не понять.И так можно сказать практически о каждом исполнителе в фильме. Разве что Ленский смотрелся более-менее органично, и то Денис Прытков откровенно переигрывал, по-моему.
Как только фильм вышел на экраны, зрители поспешили высказать своё недоумение подбором актёров и режиссёрскими находками. Причём были как противники, так и защитники такой интерпретации. Одни кричали: «Фи! Позор!», другие говорили: «В этом есть свой смысл, вы просто не понимаете». Думаю, Сарик Андреасян прекрасно осознавал, что он делает и какой резонанс это вызовет. Дескать, такая была идея с самого начала: изменить возраст персонажей, потому что «нынешние 40 лет — это всё равно что 20 в позапрошлом веке». Да, Онегин — циник, уставший от жизни. И скорбные складки на лице Добронравова, видимо, должны передать эту его «усталость». Но ведь в том-то и суть, что у Пушкина Евгений молод, а уже устал от жизни, именно это и отличает его от других – то, что ведёт себя старше своих лет. А когда Добронравов говорит: «Зачем я всё ещё молод», это вызывает только смех.
И не только Онегин. Юная Татьяна, любительница французских романов, и умудрённая женским опытом Лиза Моряк, которая выглядит едва ли не старше своей экранной матери, а по совместительству ещё и супруга режиссёра. Ай, какая «удачная» находка на главную женскую роль. Жена актриса, зачем кого-то ещё искать… Честное слово, даже Янина Жеймо в роли Золушки вызывала у меня меньше отторжения. Хотя Моряк, конечно, красива, никто не спорит. Но такое чувство, что жена трепала нервы мужу, как она хочет сыграть Ларину, и он специально затеял для неё съёмки.
Сам Андреасян утверждал, что и не собирался делать «подростковую драму», но создавать из классического произведения оду любования своей супругой тоже чересчур смело. Есть всё-таки тексты, которыми не стоит распоряжаться столь вольно. Впрочем, многим понравилось.А значит, цели своей режиссёр достиг. В числе хвалебных отзывов — игра Добронравова. С этим спорить не могу, он, как всегда, хорош. Очень многогранный актёр, способный на перевоплощение в любого героя. Но избавиться от мысли «эх, сняли бы фильм ну хотя бы лет 10 назад», так и не смогла. Впрочем, картину стоит посмотреть каждому, чтобы составить собственное мнение и ещё раз погрузиться в мир русской классики.