Новый подход к старому ремеслу

7 ноября , 11:26Мнение
Фото: Марина Хасанова

Корректор газеты «Губернские ведомости» Марина Хасанова - о необычном музее в Новосибирске.

Марина Хасанова
Корректор газеты «Губернские ведомости»

Есть в Новосибирске один маленький музей, о котором знает даже не каждый житель этого славного города, не говоря уж о его гостях. Он редко упоминается в путеводителях, но посетить его определённо стоит.

Это Музей сибирской бересты. Созданный практически на голом энтузиазме нескольких человек, он занимает небольшое подвальное помещение из пяти-шести маленьких комнат. Там, вплотную друг к другу, начиная от входной двери, расставлены настоящие произведения искусства. Нигде и никогда я не видела такого количества изделий из бересты. Игрушки, посуда, панно, картины, мебель и даже иконы. Всё сделано из натурального природного материала по традициям и техникам, сохранившимся с древнейших времён. Авторы большинства экспонатов — современные художники, истинные творцы и хранители древнерусского наследия.

Что мы, обыватели, вообще помним о бересте? Что из неё плели лапти да туески, чисто бытовое назначение, так сказать. Ну ещё записи делали. В этом музее понимаешь, насколько более широкое применение этого простого материала, которым богата наша страна. Вот полоса коры со своими разводами и оттенками, созданными природой. Но ни одна из них не повторяется, они все разные: по цвету, форме, бликам… И художник видит в ней что-то своё. Как Микеланджело отсекал от глыбы мрамора всё лишнее, создавая скульптуру, так и мастер по бересте умело раскрывает скрытое изображение, заставляя проявиться тайну дерева. Каждый экспонат в музее — уникальный, второго такого не существует в мире. Даже если автор захочет стопроцентно повторить свою работу, он уже не сможет — материал не позволит.

К сожалению, умельцев, работающих с берестой, сейчас мало. Старшее поколение, хранящее секреты, полученные от предков, уходит, а молодые, увы, нечасто интересуются этим направлением. Есть, конечно, самородки и энтузиасты, но это уже редкость. Тем особенно печально было узнать, что в здании музея несколько месяцев назад случился пожар, безвозвратно уничтоживший часть экспонатов. В одной из комнат до сих пор пахнет гарью, а часть работ слегка подпалена. Береста, как известно, отлично горит, поэтому спасти попавшие в огонь экземпляры было непросто, но сотрудники сделали всё возможное, чтобы сохранить как можно больше.

Надо сказать, в последнее время возвращается мода на природные материалы в украшениях. Из бересты делают браслеты, серьги и подвески, модницы с удовольствием их носят. Говорят, от них чувствуется особенное тепло. Знатоки даже утверждают, что такие вещи обладают большой положительной энергетикой. Снова стала пользоваться спросом берестяная посуда, у меня, к примеру, в подобной хранятся приправы. Древнее ремесло изменилось, его чисто практическое направление стало более творческим, уходя в сферу искусства. Но главное, что оно не пропало, не забыто, и по сей день появляются мастера берестяной пластики с собственным авторским стилем и техникой, которые посвятили свою жизнь развитию и популяризации этого обновлённого старого ремесла. В общем, будете в Новосибирске, рекомендую, посетите этот музей. Потратите пару часов, зато впечатлений получите на долгое время.