Самая известная выставка фотографа-документалиста Олега Климова «Унесенные морем» добралась и до Сахалина. Выставочное пространство смогло вместить только 60 черно-белых снимков из одноименного книжного проекта, в котором собралось уже более 200 работ, и он продолжает пополняться. Кто знает, может в нем окажутся работы из путешествия по северу Сахалина, которое он собирается совершить в этот приезд на остров.
Экспозиция, пожалуй, последнего романтика в практически умирающей профессии фоторепортера развернулась в музее книги Чехова «Остров Сахалин» почти до конца января следующего года. Часть снимков уже известна островным поклонникам творчества Климова. Они экспонировались во время последнего кинофестиваля «Край света» в проекте архитектурного павильона. Теперь фотоповествование о морях и реках России значительно расширено, выстраиваясь в цельную историю, в которой четко видна «физиономия» автора. Согласитесь, это довольно редкое явление в современной документальной фотожурналистике. По словам самого мастера, позиция художника видна в том, что и как он снимает. Работы художника трудно назвать красивыми в расхожем понимании этого слова, и конечно, не имеют ничего общего с картинками из гламурных глянцевых журналов. В объектив его камеры попадают обычные, не «медийные» персонажи, прекрасные в своей неповторимости, которую удалось запечатлеть зоркому глазу фотографа.
По названию выставки понятно, что ее тема - путешествие человека «по реке на море». Естественно присутствие водной стихии на всех снимках. Но главный герой – человек, профессией ли, в силу жизненных обстоятельств ли живущий у воды, реки, моря или океана. «Мои фотографии о внутренней свободе, о свободных людях. И мне кажется, таковыми их делает вода», -считает Климов. Среди сильных и мужественных героев его снимков немало и сахалинцев и курильчан. К ним у фотомастера особое отношение – по его мнению, островитяне более терпимы и добры друг к другу.
На своих героев похож и сам Климов. Его биографии может позавидовать любой романтик. Астрофизик по образованию, он начинал завидную карьеру со скромной должности фотокорреспондента газеты «Вечерняя Казань» и вырос до фрилансера мировых изданий. Список внушителен – «Огонек», «Итоги», Time, Le Monde, «Известия», «Комсомольская правда», The Times, The Independent, The Guardian, The Washington Post. Его снимками пользовались информационные агентства France Presse, Sygma. Не меньше места занимает и перечень горячих точек, в которых он работал в качестве фоторепортера. Климов был свидетелем военных конфликтов в Армении, Азербайджане, Грузии, Абхазии, Осетии, Чечне, Узбекистане, Таджикистане. Не из новостных лент он знает о войнах в Боснии, Сербии, Косово, Афганистане, Ираке.
Гостям церемонии открытия выставки повезло – после экскурсии по новой экспозиции автор на небольшой встрече рассказал о своих поездках в горячие точки планеты и показал подборку военных фото. Многие из них известны по публикациям в ряде российских и зарубежных СМИ. Их отличают лучшие черты мировой документальной фотожурналистики – когда кадры о войне кричат о том, что ее не должно быть. Невозможно забыть «Мадонну с автоматом Калашникова». И после нее не кажутся просто некой сентенцией слова Климова о том, что война – это всегда страдание и горе. Для иллюстрации ему не надо показывать горы трупов – просто надо поймать в объектив глаза женщины, лишившейся крова, родины и вынужденной защищать жизнь, которая на войне всегда висит на волоске. Почти смотрел в глаза смерти и сам Климов. С коллегами он как-то попал к боевикам, заподозрившим их в шпионаже. И стоя под дулами автоматов, люди практически прощались с жизнью. На их счастье ударил «Град», у которого первый залп прицельный и затем сорок в шахматном порядке. Понятно, что и палачи, и жертвы разбежались.
Спасением души после страданий и ужасов войн и стал для Климов проект «Унесенные морем». А тем, кому предстоит только познакомиться с его творчеством, покой принесет запечатленная на его черно-белых снимках вечная стихия воды, с которой в удивительной гармонии живет его естественный и мудрый герой.
А островным коллегам Климова выставка и общение с гостем важны, безусловно, с профессиональной точки зрения. Как поделился впечатлениями молодой южно-сахалинский фотограф Александр Гайворон, Климов – мастер с большой буквы и с огромным опытом. Его черно-белая серия поражает редкой в документальной фотографии художественной составляющей, заключающейся в гармонии формы, света и события. В справедливости такой оценки южносахалинцы имеют возможность убедиться сами. Думаю, что они будут ждать теперь очередной встречи с ним и новыми работами. А она состоится: Олег Климов является куратором фотопавильона на V международном кинофестивале «Край света».