В прокате — независимый фильм Эмили Блант и Джона Красински «Тихое место». Корреспондент РИА «Сахалин-Курилы» послушал кино и на пальцах объясняет, что в нем хорошо, а что — не очень.
Сонное американское захолустье. Семейная пара с тремя детьми отправляется в супермаркет за лекарствами для приболевшего младшего сына. Глухонемая старшая дочь учить братишку языку жестов и тайком от мамы разрешает его взять приглянувшуюся игрушку. Все бы ничего, но из-за писка этой игрушки мальчик через пару минут умрет — ведь вокруг апокалипсис и мир наводнен монстрами, реагирующими на каждый звук. Поэтому передвигаться нужно максимально тихо, а общаться исключительно на языке жестов. Спустя какое-то время после начала картины героиня Эмили Блант беременеет, и это проблема, ведь сохранить необходимую тишину при родах будет нереально.
Концепция временами кажется идеальной. И хотя элементы общей картины по отдельности встречаются часто (боязнь звука была, например в «Не дыши», а выживание по четко заданным правилам в «Оно приходит ночью», и это лишь недавние примеры), ничего по-настоящему похожего пока не было. И тут бы порадоваться: оригинальный сеттинг, чудесная Блант, хорошая игра юных актеров (особенно глухонемой Милли Симмондс). Но в «Тихом месте» очень много кричащих проблем.
В среде англоязычных критиков есть такое популярное выражение suspension of disbelief — примерно переводится как «приостановка неверия». Это когда фантастическая история обрастает таким количеством интересных и близких зрителю деталей, что уже как-то не замечаешь общую неправдоподобность происходящего.
Первые минут 40 «Тихого места» не наполнены практически ничем — нам монотонно представляют мир и его правила. И в голове один за другим появляются дурацкие, но очевидные вопросы. Сколько всего в мире монстров и откуда они взялись? Почему семья не поселилась возле водопада или другого источника шума? Ведь только там можно без боязни издавать какие-то звуки — все лучше, чем выживать в скрипящем деревянном доме. Почему монстры так шумят, ведь им необходимо хорошо все слышать? Как они отличают звуки природы от звуков живых существ? Все это остается без ответа и, несмотря на то, что вторая половина фильма наполнена действием, забыть о несостыковках очень трудно.
И это печально, потому что инди-работа Блант и Красински (исполнители главных ролей, авторы фильма и счастливая семейная пара и в жизни, и в кино) — это очень тонкое и умное высказывание о том, как всем нам необходимо простое общение. В стране немых люди не слышат друг друга, не могут нормально сказать о том, как любят, что чувствуют и чего боятся. Гениальный ход: когда нам показывают мир с точки зрения глухой дочери, окружающие звуки полностью исчезают, взгляд переносится на визуальное повествование, а уши отчаянно пытаются уловить хоть что-то. Неуютное ощущение потери слуха так передать не удавалось, наверное, никому.
Но все это можно почувствовать, лишь забыв о миллионе сюжетных дыр или найдя им любое, хоть натянутое оправдание. В конце концов, может, и правда до водопада просто идти далеко, а собственный шум чудовищам не мешает?
В какой кинотеатр можно тихонько прокрасться и насладиться звучанием безмолвной ленты — смотрите здесь.