Для недавно назначенного главы островного подразделения Русской православной церкви архиепископа Никанора Сахалин не был далёким и неизведанным. Здесь он начинал свою службу, а в начале XXI века продолжил её в Красноярском крае. Как изменилась православная жизнь на островах, каковы планы на ближайшее будущее — об этом и многом другом в беседе нашего корреспондента с владыкой.
— Вы не были на Сахалине два десятка лет, и, наверное, вам лучше других заметно — насколько сильно изменилась церковная жизнь на островах?
— Безусловно. Достаточно сказать, что здесь сейчас у нас 70 храмов, а начинали с одного — прихода Ксении Блаженной на улице Трудовой в областном центре. Ещё больше меня радует — это видеть, как его первые прихожане по-прежнему ходят сюда и приводят своих детей и внуков. При храмах работают воскресные школы. Деятельность общественной организации «Братство Александра Невского», которым бессменно руководит протоиерей Виктор Горбач, вообще известна за пределами региона благодаря ежегодным православным слётам молодёжи на берегу Татарского пролива. Одним словом, остров живёт полноценной жизнью, она движется, и моя задача, как я вижу, — продолжить то, что начинали предшественники, развить новые направления.
— Какие именно?
— После моего переезда на Сахалин несколько человек из Минусинской епархии, где я служил, пожелали последовать за мной. Ждём человека, который занимался миссионерской деятельностью и работой с молодёжью. То, что уже сделано до меня в этом направлении, дополнится новыми наработками.
— В чём заключается миссионерская работа? У обывателей на этот счёт самые разные представления.
— Это в основном просветительство. В Сибири мы выпускали брошюры и буклеты о том, как вести себя в праздники, например. Когда началась пандемия коронавируса, в изданиях разъясняли риски и рекомендовали соблюдать меры безопасности. Как выбрать время для посещения храма, что читать дома и пр. То есть задача миссионеров в православии — просветить человека, а не набрать новых членов в свои ряды, в отличие от сектантов.
Кроме того, в маленьких населённых пунктах нет храмов или они ютятся в неприспособленных помещениях. Построить новый или содержать там священника было бы накладно. Отчасти выход я вижу в передвижном храме, есть задумки реализовать такой проект. К нам скоро прибудет человек, окончивший Белгородскую семинарию, и вместе с церковным хором будет ездить в специально оборудованном транспорте по островной глубинке. Чтобы люди там могли посетить литургию, пройти таинство Крещения и Причастия. Подобный опыт был у меня в Енисейской епархии, мы с хором даже летали в Эвенкию на самолёте. В коллективе были молодые ребята и девчата. Мы видели, что это даёт эффект: местные жители приходили в храм и видели, что к ним приехали ровесники собственных детей, жизнь которых полна радостью и стремлением к вечно доброму и светлому. Кто-то задавал себе вопрос — а чем занимается мой ребёнок, что его интересует? Здесь, на Сахалине, я думаю, подобная миссия даст такой же результат, поможет наполнить жизнь смыслом.
Есть также наработки по работе с военнослужащими, с заключёнными в местах лишения свободы. Думаю, сможем воплотить наши планы сразу или через некоторое время.
Наша задача — дать всем добрый пример жизни. Когда народ уважает свою историю, культуру и веру, любой приехавший гость смотрит на поведение хозяев, - говорит архиепископ Никанор.
— Нередко можно слышать, что на Сахалине люди недостаточно знают православные правила. Вот говорят, например, что на островах просто не могут без купания в Крещенской проруби, потому что здесь долго не было церковной жизни, традиция прервалась, и сейчас её понимают неверно.
— Знаете, купаются в проруби везде. В любых регионах. В Сибири, где я служил, то же самое. Людей не останавливает даже мороз под минус 50. Хотя в празднике главное совсем не это. Так что мы говорим — если есть желание, если уверен в здоровье, то окунайся. Но важнее, чтобы при этом ты ещё стал немного чище душой, задумался о том, что хорошего сделал. Поразмыслил о своём духовном состоянии и попытался его улучшить. Последовал канонам праздника Крещения не только внешне, но и внутренне. Если человек подходит к тому же купанию, внешнему действу, осознанно, то потом рано или поздно задумается о его внутреннем смысле и о том, какая от этого духовная польза. Ведь все мы должны меняться в лучшую сторону, не жить в закостенелости. И внешне, и внутренне. То есть совершенствоваться. А что это значит? Сделать доброе дело. Помочь человеку, живущему рядом с тобой на лестничной клетке, которому трудно. Не столько материально, сколько духовно — просто поговорить. Чтобы у человека была возможность общения. Люди ведь последнее время даже улыбаются друг другу редко.
— На Сахалине живут представители разных национальностей и вероисповедований, поэтому власти региона уделяют повышенное внимание работе по сохранению межконфессионального мира. Какой вы видите здесь роль церкви?
— Первым делом нужно продолжить то, что сделали люди, возглавлявшие епархию раньше. Можно что-то добавить из моего предыдущего опыта. В Енисейской и Минусинской епархиях при главах городов были созданы межрелигиозные советы. Мы решали вопросы, которые порождались современными вызовами обществу. Думаю, подобный формат работы можно было бы запустить и здесь. Я уже успел познакомиться с настоятелем прихода Святого Иакова, наладить рабочие контакты. Уже стало традицией, что католическая община приглашает представителей епархии на свои культурные мероприятия, а мы их на свои.
Наша задача — дать всем добрый пример жизни. Когда народ уважает свою историю, культуру и веру, любой приехавший человек смотрит на поведение хозяев. И если они относятся к своей земле, к прошлому и настоящему с уважением, то и гость будет поступать так же.
В этом направлении будем идти вместе с правительством области, другими органами власти и общественными организациями. Здесь мне не придётся начинать с нуля, почва уже достаточно взрыхлена. Я вижу, что и губернатор области Валерий Лимаренко, и органы власти выбрали верный курс, понимают нас, а мы их.
— Часто ли получается служить самому в храмах или административная работа забирает значительную часть времени? Вообще вы себя ощущаете в сане архиепископа больше как администратор, который руководит коллективом, отвечает за вверенную территорию, или всё-таки как священник?
— Да, организационная работа занимает много времени. Пожалуй, здесь её больше, чем в Минусинской епархии. Служить приходится не так часто, как хотелось бы. Но священником я остаюсь всегда. И в храме, и вне его, и на мероприятиях, которые мы проводим совместно с органами власти или общественниками. Так не может быть, что священник я только в своё рабочее время. Обратиться за помощью или советом ко мне могут всегда. И я всегда должен быть готов помочь. Вот недавний пример — пошёл в нотариальную контору по епархиальным делам. Пока ждал в очереди, обратились два человека. У одной женщины умер сын, были сложности с отпеванием, у мужчины был чисто духовный вопрос. Нельзя даже представить, чтобы они услышали в ответ: я сижу сейчас в очереди, поэтому подойдите позже.
По мнению архиепископа Никанора, современный ритм жизни вкупе с пандемией не может внести диссонанс в православную жизнь сахалинцев. Хотя многие уверены в обратном. Ограничения по ковиду в храмах уже не воспринимаются как нечто инородное. Особенно тщательно их соблюдают при причастии — это главное таинство православной церкви. Глава епархии подчёркивает: насильно никто не заставляет носить маски, соблюдать дистанцию и прочие меры безопасности.
— Действуем мы только силой убеждения, говорим прихожанам и священникам об опасности вируса и необходимости вакцинации, — объясняет архиепископ Никанор. — А священникам — ещё и о том, что к ним приходят люди, за которых они отвечают. И если прихожане заразятся от них, то спрос за это будет перед Богом.
Ещё один момент — по всем церковным правилам, если человек не может присутствовать на службе, то может взять благословление у своего священника и совершать дома молитвы. К этому сейчас в первую очередь призывают прихожан в возрасте.
Наконец, в интернете много православных ресурсов. Там можно не только слушать молитвы, но и узнать из объяснений батюшки, каков их смысл и пр.
У епархии есть не только официальный сайт, но и страницы в социальных сетях, например в популярном сегодня телеграм-канале. Совместно с телекомпанией ОТВ она регулярно транслирует церковные службы из Кафедрального собора.
— Кстати, благодаря онлайн-трансляции мои прихожане в Минусинске смогли побывать вместе со мной на пасхальной службе в Южно-Сахалинске — регионы в разных часовых поясах, поэтому, когда у нас уже восклицали: «Христос Воскресе!», там, в Сибири, к этому только готовились, — вспоминает владыка Никанор. — Потом мне написали: так было здорово — помолились вместе с вами, а после пошли в свой храм. Поэтому церковь не противится и никогда не противилась развитию новых технологий. Те новшества, которые приносят пользу человеку и обществу, она всегда принимала и активно ими пользовалась. Одним словом, мы за развитие коммуникаций, в том числе и через интернет, но против бездумного пребывания у компьютера за играми. Ведь Господь дарует нам время, и тратить его нужно с пользой. Посвятить семье, детям, Богу.
Одна из проблем островной епархии Русской православной церкви — кадровая. Как рассказал её глава, в скором времени уезжают три священника — у них закончился срок двухгодичной командировки. В новом соборе Рождества Христова будет не хватать священнослужителей. Поэтому сейчас решают вопрос — кем из церковной молодёжи, имеющей семинарское образование, их заменить, кого можно будет рукоположить в сан священника.
Владыка Никанор рассказал, что надеется пригласить на острова батюшек с опытом. И уже не на время, не в командировку, а на постоянное служение. Такие люди привносят традиционность в жизнь общины, знают возможные ситуации, которые молодому только предстоит пережить, и поэтому могут дать дельный совет прихожанину. Но пока всё упирается в проблему жилья.