Краеведческий музей показал тайные помещения своего здания

4 августа , 12:25Культура
Фото: Алина Ломова Архитектор использовал характерные для японских зданий декоративные детали

Визитной карточке Сахалина исполнилось 85 лет

В стиле «императорской короны»

Очень многие жители региона и гости наших островов бывали в красивом здании на Коммунистическом проспекте Южно-Сахалинска, знакомились с экспонатами. Однако есть в нём и такие места, куда не ступала нога туриста. Накануне значимой даты корреспондент «Губернских ведомостей» побывала там, где посетителей не бывает — на крыше и в подвале без преувеличения самого красивого здания на островах.

Первые посетители перешагнули порог этого храма культуры ещё во времена Карафуто — 1 августа 1937 года. Архитектор Ёшко Кайзука спроектировал его так, чтобы оно напоминало японские замки. Специалисты считают, что музей возвели в стиле «императорской короны». Авторы книги «Похожий на дворец» — Татьяна Роон и Игорь Самарин — отмечают, что классический облик музея-замка подчёркнут черепичной крышей.

Расположенный над главным входом в музей узкий балкон также напоминает об оборонном зодчестве древней Японии. На замковых башнях устанавливались балконы «дэтоси-мадо», с которых можно было вести стрельбу не только вперёд, но и вниз, и в стороны. Парапеты балкона украшены жемчужинами «ниошу», олицетворяющими богатство и чистоту, рассказывают историки.

Фото: Ирина Лукоянова

С крыши видно всё

Сотрудники музея разрешили подняться нам на крышу. Кстати, в помещении с балконом находится хранилище экспонатов, и дверь в него опечатывается. У крыши два «крыла».

Первое, что бросается в глаза — так называемые стеклянные фонари. С земли их не видно. Они были устроены специально для обеспечения естественного освещения залов второго этажа. На крыше сохранилась труба, в здании изначально было печное отопление.

Поднявшись наверх, можно рассмотреть все детали украшения фронтона. Архитектор использовал характерные для японских зданий декоративные детали: украшения «гегё» в виде цветка лианы ломоноса, круглые металлические накладки в виде геральдического знака «колесница Гендзи».

Черепица, изготовленная для здания музея в Японии, не только кровельный материал. Её также можно, наверное, назвать частью архитектурного украшения здания.

Музейный подвал оказался скромным по размерам помещением. Его используют для складирования разного инвентаря. Японские духи и привидения тут, конечно, не водятся, в чём мы смогли сами убедиться. Кстати, архитектор спроектировал оригинальную систему освещения помещения — небольшие квадратные световые окошки.

Когда в следующий раз будете в музее, обратите внимание на застеклённые квадраты на лестничной площадке между первым и вторым этажами. Это тоже окна, с крыши свет доходил до первого этажа и «спускался» в подвал.

Фото: Ирина Лукоянова
Фото: Ирина Лукоянова

Необходима реставрация

Здание, перешагнувшее 85-лет-ний рубеж, нуждается в комплексной реставрации и модернизации. Так считает директор Сахалинского областного краеведческого музея Юрий Алин.

— Здание — интереснейшее и уникальное архитектурное творение, наполненное историей, являющееся одной из самых ярких визитных карточек острова. В тоже время хочется напомнить, что с момента его постройки в 1937 году полноценных комплексных ремонтно-реставрационных работ здесь не проводили. Здание музея является объектом культурного наследия и согласно федеральному закону подлежит охране со стороны государства. Любые ремонтные или реставрационные работы должны проводиться на основании проектной документации, разработанной специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию Министерства культуры РФ, — рассказал Алин.

Так же, по его словам, все восстановительные работы, в том числе приспособление помещений для маломобильных групп населения, замену инженерных сетей, должны носить комплексный характер, поскольку затрагивают предметы охраны.

— Мы направили заявку на выделение средств в 2023 году на разработку проектно-сметной документации по ремонту и реставрации музея. Надеемся, что вопрос решится положительно, — рассказал Юрий Алин.

Он отметил, что проектирование работ по ремонту объекта подобного уровня занимает около двух лет. Такой срок обусловлен необходимостью проведения целого комплекса мероприятий. Это и различные изыскания, подбор методики реставрации, прохождение государственной историко-культурной и государственной строительной экспертиз.