Коллекции сахалинских областных музеев представили на Красной площади в Москве

1 сентября 2022, 10:26Культура
Фото: Государственного исторического музея

Выставка «Сахалин и Курилы: сквозь время» открылась в Государственном историческом музее Москвы. Посетители Красной площади могут виртуально побывать на далёких островах и узнать об их прошлом и настоящем.

Трое в лодке

Проект организовали компания «Сахалинская Энергия» и два областных музея — художественный и книги А. П. Чехова «Остров Сахалин». Выставку задумали ещё в начале года и решили посвятить 75-летнему юбилею области. Помимо коллекций живописи, графики, декоративно-прикладного творчества из этих музеев, привлекли предметы, документы, фото- и видеоматериалы из государственного исторического архива, центра народного творчества, областного краеведческого музея, туристско-информационного центра и частных собраний. Представлено две сотни экспонатов.

— Зимой руководство регионального министерства культуры и архивного дела, «Сахалинской Энергии» и ГИМа договорились о создании выставочного проекта по случаю юбилея области. Далее уже подключились музеи, которые разработали концепцию, отобрали экспонаты, — поделилась президент Ассоциации музеев Сахалинской области Евгения Фирсова. — Наши дизайнеры изучали помещения, оценивали экспозиционные возможности. Мы даже создали в Южно-Сахалинске большой макет зала исторического музея, чтобы развесить копии экспонатов, оформить стены и тексты. После началась работа по страховке, упаковке, доставке предметов и монтажу.

Газовоз и коренные народы

В центре экспозиции разместили два символичных плавучих средства: гигантский танкер-газовоз и деревянную лодку с парусом из рыбьей кожи — собирательный образ транспорта коренных народов Сахалина. Этим хотели намекнуть на связь прошлого, настоящего и будущего островов и их морское расположение.

Сахалин населяли нивхи, эвенки, уильта и нанайцы. Им посвятили отдельный блок экспозиции и не прогадали — уже на открытии выставки в кулуарных разговорах об искусстве аборигенов москвичи спорили, как делают тузлук и заготавливают юколу.

На подобные диалоги натолкнул сахалинский художник тбилисского происхождения Гиви Манткава, который в творческом стремлении к новым формам был первопроходцем в изображении быта и образов нивхов. Древние племенные традиции, сохранившиеся в условиях девственной сахалинской природы, отражены в «Нивхских лучниках», «Трёх матерях», «Юколе».

Создание художественных произведений из рыбьей кожи можно по праву считать национальным сахалинским искусством. Работы Вероники Осиповой из горбуши, кеты, наваги и кожи других рыб демонстрируют удивительные таланты наших мастеров и богатую морскую фауну острова.

Уильтинская художница использует кожу рыбы, которую предварительно выделывает, а потом создаёт на ней удивительные узоры. Кстати, часто рисунки на её полотнах диктует сам орнамент на рыбе: образы гор, животных, морей и рек рождены самой природой.

Сахалинская тема в творчестве островных художников связана с работой шахт, рыбокомбинатов, совхозов, нефтяных скважин. Сюжеты на морские темы Евгения Скитальцева и Кирилла Шебеко, изображение рабочих будней советского народа Вениамина Риделя и Михаила Шалдина, пейзажи Дё Сон Ена и Надежды Троегубовой — это грани и сахалинского искусства, и островной жизни.

На заре образования области приезжающие сюда художники открывали для большой страны этот край земли, оправдывая свою творческую миссию на Сахалине и Курилах. Сегодня эти картины вновь делают ближе для всех россиян далёкие острова.

— В тяжёлые времена пандемии, политических неурядиц наука и искусство привносят красоту и мир во взаимоотношения людей. Поэтому открытие такой выставки в Москве необходимо. Сахалин и Курилы — это очень большая земля. Но о ней мало знают, — поделилась Людмила Миссонова, кандидат исторических наук, куратор серии «Народы и культуры» Института этнологии и антропологии РАН.

«Твоя страна»

Открытие выставки дало старт федеральному проекту «Твоя страна». В дальнейшем в Государственном историческом музее будут показывать коллекции, посвящённые культуре других регионов России. Это забытая практика, хотя в советское время, по словам директора музея Алексея Левыкина, выставки о регионах были частым явлением, но в последнее время о них забыли.

— Нам удалось реализовать прекрасный проект, цель которого — знакомство москвичей и гостей города с богатствами России, культурой регионов. Символично, что мы начинаем с острова, который одним из первых встречает день, — отметила Мария Лемигова, начальник управления общественных связей Государственного исторического музея. — Такие проекты крайне необходимы столице. Считается, что москвичи избалованы событиями в культурной жизни, но выставки, которые рассказывают, как живут люди в регионах, важны. Особенно для тех, кто не имеет возможности туда поехать.