Историки раскрыли тайны «дачи Леонова»

11 августа 2022, 16:03Краеведение и история
Фото: из группы «Старый Сахалин» в Одноклассниках

Как главный синтоистский храм Карафуто стал партийной гостиницей, читайте в нашем материале

В Японии испокон веков размещали храмы в красивых местах на возвышенности поросших высокими деревьями. Не стал исключением и Карафуто дзиндзя — главный синтоистский храм губернаторства на Южном Сахалине. Речь пойдёт о месте, где сейчас располагается так называемая дача Леонова.

Покровитель севера

Дзиндзя по-японски — дом бога. Храм ещё называли миа. Обитель построили в 1911 году на восточной окраине Тоёхары на склонах горы Асахигаока — холм восходящего солнца.

Руководил строительством Козо Юкава, главный архитектор губернаторства, работавший в Японии под руководством Джозефа Кондера, британского архитектора, служившего консультантом японского правительства.

Общий чертёж храма подготовил архитектор Чута Ито из токийского отделения губернаторства Карафуто. Он был автором всех храмов, построенных на территории колоний. Подрядчиком являлся Ёнешичи Ендо — один из самых выдающихся и талантливых строителей Карафуто.

Карафуто дзиндзя был типичным санкэнс — храмом с фасадом из четырёх опорных колонн, расстояние между которыми равнялось 1 кену (1,81 метра). Его тории, или ворота, по-видимому, были изготовлены по системе французского садовника Монье: на деревянную основу набивалась сетка-рабица, которая покрывалась бетоном.

Карафуто дзиндзя относился к «хоккайдскому типу» конструкции храма, который был специально приспособлен для снежного Хоккайдо и Южного Сахалина, писал историк Игорь Самарин. Такая конструкция была призвана защитить вход от сваливающихся со скатов больших масс снега.

Кроме того, в отличие от Хонсю и более южных японских островов, где крышу храмов крыли соломой или дранкой, на Карафуто в основном с этой целью использовали оцинкованное железо.

Епископ Сергий, побывавший здесь в 1911 году, писал о храме: «он удалён от города версты на две, расположен по обычаю, на склоне горы, окружён пихтовой рощей, устроенной из бывшего леса… Ведёт к дзиндзя прекрасная шоссированная дорога».

Храм являлся символом колонизации новых земель и считался покровителем «крайнего севера великой японской империи». Главный праздник святилища отмечался 25 августа — начало правления губернаторства на Южном Сахалине.

Императорские сокровища

В августе 1925 года храм посетил будущий император Японии. Потомок главного национального божества — богини солнца Аматерасу полюбовался видом на Тоёхару и Сусунайскую долину. Хирохито лично посадил перед храмом сосну, а его свита — лиственницы, ели и пихты. Через три года молодые деревца распределили по всем начальным школам острова.

Ежегодно в годовщину этого события перед трёхметровым монументом проводили торжественные собрания. Здесь награждали заслуженных людей. Звучали молитвы о процветании императора и его семьи.

Через несколько лет после посещения Хирохито подарил храму Карафуто дзиндзя драгоценные реликвии: бронзовый колокол, золотой меч, лук, шёлковое полотно и скульптуру чёрной лошади, считающейся помощницей ками — духов. Для хранения реликвий на территории храма построили бетонную сокровищницу хобуцугурадэн в переводе — место хранения сокровищ. В советское время она служила складом угля для бани.

В 1943 году провели реконструкцию Карафуто дзиндзя. На время ремонта рядом был построен временный храм. После того как советские войска заняли Тоёхару, недалеко от Карафуто дзиндзя в парке разместились военные хозяйственные части: банно-прачечные отряды, конюшня, автомобильный гараж и пекарня. Солдаты рубили деревья, проводили учения.

В 1946 году храм прекратил свою деятельность, а позже и вовсе был разрушен, как и буддийский храм неподалеку. Краевед Сергей Федорчук писал, что в 1949 году облисполком создал комиссию по уничтожению японских монументов. Поэтому до наших дней почти ничего не дошло.

Вызываю души

История храма Гококу дзиндзя началась в 1908 году на территории Карафуто дзиндзя, где обустроили место для проведения церемонии почитания душ воинов. В 1935 году его под названием сёконся (храм вызова душ) перенесли в район нынешней городской больницы имени Анкудинова.

Дорогу к нему освещали мраморные светильники, а ближе к храму на пьедестале восседали животные охранники — каму-ину.

В храме почитались военные, погибшие и умершие от ран в ходе Русско-японской войны 1904–1905 годов, и уроженцы Карафуто, погибшие в Манчжурии.

До недавнего времени от сёконся Гококу дзиндзя сохранялся каменный фундамент — стилобат.

От храма до партийной гостиницы

Прекрасное манит людей всех национальностей при всех различиях в культуре. Неудивительно, что место, где расположился Карафуто дзиндзя, в конце 1950-х годов привлекло и советскую элиту. Здесь в тихом месте среди леса возвели белый дом с оригинальной архитектурой в качестве гостиницы партийных работников.

Сахалинская исследовательница Вера Борисова «Горку» или, как еще её называли в народе «дачу Леонова», называла «загородным замком для гостей высокого уровня». Здесь останавливались известные артисты: София Ротару, Игорь Николаев, Филипп Киркоров, Александр Малинин, Ирина Аллегрова.

Борисова отмечала, что трёхэтажное здание украшено колоннами с красивыми капителями. Особенно её восхищал фасад с трёхэтажным округлённым балконом, который тянулся от первого на третий как единое целое. Верхняя часть балкона открытая, окаймлена перилами. С каждого этажа можно было выйти на свою часть балкона и любоваться панорамой Южно-Сахалинска и его окрестностей.

На первом этаже большой холл с выходом на балкон, где проводились общественные мероприятия. На втором этаже размещались гостиничные номера и большой холл. На третьем также проживали гости.

Первый секретарь обкома КПСС Павел Леонов, в честь которого прозвали эту гостиницу, здесь не жил, но часто бывал по рабочим делам в течение 18 лет работы в Южно-Сахалинске.

В 1992 году гостиницу приватизировала рыбопромысловая компания. В 1994 году в этом доме произошло эпохальное событие не только для Сахалина, но и всей России — подписание соглашения с иностранными компаниями о разделе продукции по проекту «Сахалин-2».

Сейчас здание именуют «Зимним дворцом», а принадлежит оно южнокорейскому бизнесмену. На его территорию доступ закрыт.

Автор помнит перестроечное время, когда сюда можно было свободно попасть. Туда многие южносахалинцы приходили, чтобы набрать родниковой воды, которая текла у подножия сокровищницы главного храма Карафуто.

И только дряхлеющие свидетельства прошлого напоминают нам о былом, которое сохранить у нас не получилось. Остаётся только память, старые фото, исследования краеведов и историков.

Авторы:Даниил Панкстьянов