О том, как некультурный человек сходил в музей современного искусства.
Сразу прошу прощения у людей культурных: я, к сожалению, из тех, кто в искусстве мало что смыслит. То есть на кинофестивали хожу через небольшую внутреннюю борьбу, а на выставки – только по работе. Самое обидное, что и тяги нет. Вот предложит редактор поехать на праздник сена или посмотреть новый фильм, сено победит однозначно. Свой недостаток осознаю и время от времени объявляю таким постыдным настройкам войну.
Этим летом опять решила вытянуть себя из трясины бескультурья, поехали с семьей в Париж. Лет десять назад я побывала в Лувре, впечатлило. На этот раз решили с дочерью сходить в Центр Помпиду. Ну, думаю, сейчас высокохудожественные французы сделают из меня человека. Открывай, Света, чакры для принятия новой себя. И открыла – в чакры тут же залетел унитаз… Чуть не поперхнулась.
Если по порядку, то в центре первого же зала стоял писсуар, не новый. Мы долго думали. Рядом еще пять задумчивых человек. Наверное, авторы были бы счастливы, увидев нас: именно так они себе это и представляли. Вот только в голове возникали не глубокомысленные измышления о природе современного мира. А примерно вот что: «Писсуар? Серьезно? Не что-то, напоминающее унитаз, а прямо унитаз?!»
Ладно, думаю. Дам Помпиду второй шанс. Переходим в следующий зал. Ба! Деревянная буква П! Из бруса «сотки» высотой 1,5 метра. Опять стояли и думали. Пришло в голову, что, если использовать не новый стройматериал, а уже поживший, буква получилась бы более аутентичной. Можно применить шпалы, оставшиеся после демонтажа железнодорожной узкоколейки на Сахалине. Здесь уже и привязка к истории, и региональный аспект… Это я в качестве идеи для островного музея современного искусства.
Потом французские художники дали передохнуть глазу на огромной картине. На белом фоне брызги синим. Похоже, будто кто-то чихнул. Немного напоминает силуэт России или гигантского краба. Рядом вообще пустая рамка. После увиденного опять пошли мысли: это уже готовый арт-объект?
На выходе нас провожала зеленая метровая немного кривоватая буква Ж. Русская. Хотя вряд ли французы знают русский. Но с внутренним ощущением это совпало.
Если честно, то мы встретили в Помпиду и понятные картины. Но все, что эмоционально царапало, создано с использованием простеньких психологических инструментов: «секс», «насилие», «секс и насилие». Например, слившиеся в экстазе голые женщины, ноги-руки которых торчат из окровавленных интимных мест друг друга. Впечатлило, что за всем этим наблюдал то ли кто-то с неба, то ли представитель подземного мира, нарисованный чем-то грязным на трехметровом стекле.
В общем, похвастаться опять нечем. Праздник сенокоса в моей голове тогда снова победил. Но я не сдаюсь.