— Константин, добрый день! Расскажите, пожалуйста, какую поддержку оказывает министерство культуры Сахалинской области художникам? Отличается ли формат работы с молодыми и уже заслуженными мастерами?
— Мы в равной степени оказываем поддержку как молодым художникам, так и тем, кто состоит в общественных профессиональных организациях, таких как Союз художников России. В первую очередь при поддержке губернатора Валерия Лимаренко мы предоставляем мастерские, и сегодня открыты две точки — это «Город художников» в «Сити Молле» и арт-пространство «РОСТ» в здании бывшего «Ростелекома». На сегодняшний день мастерские мы предоставляем художникам на безвозмездной основе. Приоритет в «Городе художников» мы отдаем профессиональным мастерам, участвующим в различных профсоюзах. Но также они могут разместиться в «РОСТе» при наличии свободных помещений. Но, как правило, в «РОСТе» находятся более молодые художники. Помещения мы предоставляем бесплатно, заключая договор. Важно отметить, что это должно быть взаимовыгодное сотрудничество как для художников, так и для музеев и арт-пространств. Обычно, взамен на собственные мастерские, художники должны провести несколько мастер-классов в месяц. Естественно, одно из главных условий — это то, что в мастерских действительно нужно находиться, творить и развиваться. Плюс ко всему, мы организовываем показы. Недавно у нас прошел художественный региональный конкурс «Сахалинская Афалина», где на сегодняшний день среди победителей были разыграны сертификаты на 100 тысяч рублей. В конкурсе принимали участие и профессиональные, и более молодые художники. Члены жюри были приглашенные, не местные, и, к нашему удивлению, они также выделили ряд работ начинающих мастеров, помимо, конечно, полотен уже известных в широких кругах художников. Всего на конкурс подали более ста работ. Помимо этого мы также работаем над популяризацией и продажей работ сахалинских художников. Сейчас в здании нового аэровокзала проходит большая выставка работ сахалинских художников, которые можно приобрести. Купить картины также можно в арт-пространстве «РОСТ» и в «Городе художников». Также в этом году мы помогали Наталье Кирюхиной, которая является членом регионального отделения Союза художников. У нее проходила большая персональная выставка в Ярославле, и мы оказали ей финансовую поддержку. Что касается недавней зональной выставки Союза художников России в Бурятии, мы также оплатили проживание участникам с Сахалина.
— Как происходит финансирование и материальная поддержка областных художников?
— Мастерские оплачиваем мы, но предоставляем их художникам на безвозмездной основе. Взамен мастера просвещают людей, делятся своим искусством и знаниями. Мы самостоятельно проводим конкурсы, чтобы мастера развивали свое творчество в рамках созданной конкуренции, а также получали материальные призы. Также на Сахалине провели первый аукцион художественных работ. Выставили 11 работ, которые были успешно проданы. Перед Новым годом мы планируем вновь провести аукцион. В планах сделать проведение подобных мероприятий на регулярной основе, раз в полгода. Мы отбираем лучшие работы и всю организаторскую работу берем на себя, чтобы художники могли заниматься только творчеством. На сегодняшний день отбором работ занимаются сотрудники литературно-художественного и художественного музеев. Художник демонстрирует лучшие работы, и мы отбираем одну, которая может заинтересовать потенциальных зрителей и покупателей.
— Как художники обустраивают свои мастерские? Оказываете ли вы помощь в ремонте, если это необходимо?
— Есть художники, которые самостоятельно делают ремонт в предоставленных помещениях и обустраивают их под себя. Мы даем мастерские и говорим о готовности совместно работать над их оформлением и всячески помогать мастерам. В любом случае мы всегда рядом и помогаем во всех возникающих вопросах. Где-то нужна стремянка, где-то лампочку заменить. Мы всегда идем навстречу.
— Расскажите подробнее о том, как музеи отбирают работы для выставок и закупа в фонды?
— В любом музее есть коллегиальный орган, который называется «Экспертная фондо-закупочная комиссия», куда по разным причинам попадает определенный предмет: принесен в дар музею или автор хочет продать его. Затем проходит документальное оформление, и он попадает на рассмотрение комиссии. Руководители музеев не принимают участие в комиссиях, решение принимают научные сотрудники учреждений. Что касается непосредственно картин, эксперты рассматривают, достойны ли работы того, чтобы попасть в музейный фонд РФ, а также куда именно они попадут: в основной или научно-вспомогательный фонд. Если основной, то в какой именно раздел: графика, живопись, декоративно-прикладное искусство. Уже после этого комиссия выносит решение о цене. Здесь, опять же, оценивают работу, в том числе ее художественное исполнение. Бывает, что картины отдают в дар. Бывает, что мы оказываем помощь, после чего художники дарят нам свои картины. Например, Наталья Кирюхина подарила музею ряд выставленных в Ярославле работ. На мой взгляд, это выгодное взаимосотрудничество между музеями и художниками. Бывает и так, что мы находим некоторые картины совсем неожиданно. В прошлом году нам принесли работу шестидесятников. Кто-то нашел старую картину, а на ней была подпись, и выяснилось, что ее нарисовала художница шестидесятых годов.
— Кто отвечает за выбор картин, которые мы видим на выставках? Есть ли кураторы мероприятий?
— За проведение выставок отвечают сами музеи. Естественно, составляется выставочный план работы учреждения, и формируется он на несколько лет вперед. Как правило, создаются рабочие группы и выбирается ответственное лицо, кто будет вести и координировать данный проект. Там есть и хранители, и реставраторы, и коллекционеры непосредственно, которые всем занимаются, в том числе предлагают какие-либо тематические выставки, которые могут быть интересны зрителям. Кураторы подают заявки, занимаются реализацией и осуществлением проектов. В каждом конкретном случае это конкретные специалисты с большим опытом работы в сфере.
РИА «Сахалин-Курилы».