— Отец Дионисий, здравствуйте! Вы стали священником в 1993 году, в год основания островной епархии. Расскажите, пожалуйста, как вы пришли к православию? Как проходил ваш путь?
— Да, действительно. Меня рукоположили 18 апреля 1993 года, а Южно-Сахалинская и Курильская епархия образовалась 23 февраля 1993 года. Получается, я ровесник епархии и застал все моменты ее становления и развития. Конечно, все началось еще с наших бабушек. Я вырос в неверующей семье, родители не были крещенными, но бабушки, моя и супруги, были воцерковленными. Уже перед смертью, бабушка попросила отпеть ее в храме после кончины. Тогда мы не знали, что это такое, но поняли, что надо прийти в церковь. Когда она отошла ко Господу, мы с супругой пришли в церковь, как раз это был приход Ксении Блаженной, и сказали, что нам нужно отпеть усопшую, сами не зная, что это такое. Это было наше первое посещение храма.
Потом, на улице, мы встретили выездную лавку со свечами и иконами. Как раз в тот период начали завозить на Сахалин духовную литературу, распространять ее, и нам захотелось купить Библию. Позже мы узнали, что этим занимались люди из прихода Ксении Блаженной. Спустя время мы пришли к крещению. Это было 1 мая 1992 год, и тогда еще проводили демонстрации, а мы шли сквозь музыку и шествия в храм. Первыми в семье мы с супругой приняли крещение, потом наши дети. И опять же, регулярно ходить в церковь мы не начали. Покрестились и на этом остановились.
Позже уже, как это бывает у большинства людей, что-то случается, начинаются трудности в жизни, мы через это тоже прошли. Тогда вообще были трудные времена: и материально, и политически. И как-то все постепенно прошло. И мы опять не пошли в храм, но уже на третий раз подумали, что Господь нас ведет, и все-таки надо пойти в церковь. И вот уже со второй половины 1992 года стали ходить на службы, посещать богослужения и участвовать в них. Тогда еще будущий владыка Ионафан, он был иеромонахом здесь в храме, приметил меня и привлек к службе. Я стал помогать при алтаре, был пономарем, подавал кадила, зажигал свечи, и вот с тех пор я находился при храме. В 1993 году к нам приехал Владыка Аркадий, на тот момент он был епископом Магаданским. В то время наша епархия только образовалась, и это был первый его приезд на Сахалин как епископа и управляющего епархией. Священников не хватало, приходы только начали повсеместно образовываться, и он предложил мне стать священником. 17 апреля 1993 года я был рукоположен в сан диакона епископом Южно-Сахалинским Аркадием в недавно открытом приходе Святителя Иннокентия Московского, а на следующий день, 18 апреля, меня возвели в сан иерея.
— Что касается учебы, вы учились на историко-английском факультете в Сахалинском педагогическом университете. Что вы можете вспомнить о ваших студенческих годах? Как все -таки ваш выбор перешел в сторону духовной жизни, и как образование помогает в работе?
— Когда я пришел к вере, то стал читать очень много литературы. Как раз ее только начали завозить, и это было время после перестройки, когда появилась свобода всего, и религиозная в том числе. Издавалось много литературы как нашей отечественной, так и зарубежной, и все это появлялось на Сахалине. Книги были разных духовных направленностей: и религиозные, и оккультные. И, конечно, все это очень притягивало.
Нас воспитывали, что ничего этого нет, что духовного мира нет, но я начал читать, интересоваться. Во времена, когда я учился в университете, это влечение к вере, к Богу взяло верх. Я писал дипломную работу, сдавал экзамены и параллельно служил в храме. Нельзя сказать, что после рукоположения я все забросил, в том числе университетские знания, наоборот, педагогическое образование очень помогает в работе с людьми. Мы здесь встречаем людей разных возрастов и знания педагогики, психологии, истории нашего отечества и мира очень помогают. Все это используется в священнической практике.
— Первым местом, куда вас направили служить, был Поронайск. Расскажите, как строилась духовная жизнь в районе? Как вы выстраивали работу с местными жителями? Как развивали общину и приход? Какие были сложности?
— Да, действительно, как я говорил, это было время появления и организации новых приходов в разных городах. К тому времени в Поронайске образовалась община, люди верующие собрались вместе, они тогда образовали комитет по возрождению православия. Они обратились к вновь прибывшему владыке Аркадию с просьбой направить священнослужителя. А меня как раз в это время рукополагали, и он подвел меня к карте Сахалинской области, которая висела у него в кабинете, и спросил, поеду ли я туда служить, потому что люди ждут священника. Я поехал, хорошо, что было, где остановиться. Мы жили у тещи жены, не было ни жилья, ничего.
На перроне меня встретила небольшая группа верующих, и они сказали: «Вот, мы ваши прихожане. Нет ни храма, ни помещения, будем все искать». Вообще с нуля все было. Мы обратились к администрации города с просьбой о выделении помещения. Как раз в то время разруха была и было очень много бесхозных зданий. Многие предприятия закрылись, разорились, и мы выбрали небольшое помещение, решив, что сможем содержать и отапливать. Нужно было рассчитывать только на свои средства, хоть нам и предлагали большие помещения вплоть до здания кинотеатра. Но в то время мы бы не потянули такие площади. И вот, в здании бывшего кафе «Колобок», мы все восстанавливали с миру по нитке. Мы обращались к предпринимателям, в те организации, которые еще действовали на тот момент: бумзавод, строительный комбинат, цементный завод. Кто чем мог помогал, кто-то предоставлял материалы. Сами своими руками ремонтировали, красили и одновременно служили молебны и богослужения. Иконостаса не было, но когда внутреннее убранство более менее привели в порядок, начали служить первые литургии. Так началась богослужебная жизнь.
В Поронайске я служил более 12 лет с момента рукоположения. Приехал в этот город, когда мне было всего 22 года, и я по сей день удивляюсь, как так получилось. Господь вел. Чему я мог научить взрослых людей? Конечно, я изучал много литературы, но это все была только теория, житейского опыта у меня не было. Да, у меня была семья: жена и ребенок. Раз семья есть — это уже показатель серьезности и ответственности. Получилось, что я давал прихожанам знания, а они делились опытом. Происходило обоюдное возрастание: и житейское, и духовное.
— Сейчас вы служите в приходе Блаженной Ксении Петербургской. Это был один из первых приходов на Сахалине, как складывается жизнь на сегодняшний день? Как выстроена работа с прихожанами?
— Это помещение является церковным с 1989 года, 34 года прошло. Тогда же перед зданием мы высадили саженцы березы и елей. Сегодня, спустя почти 35 лет, это уже большие взрослые деревья, которые украшают приход. Конечно, возраст здания очень почтенный, до того как его передали церкви здесь был жилой дом. Зданию требуется постоянный ремонт. Стараемся поддерживать красоту, по мере наших сил. Богослужения проходят регулярно, как и во всех храмах: крестим, венчаем, отпеваем, — все, как везде, есть и своя община. Здесь у нас в основном проблемы с содержанием. Это единственный храм в городе, где еще сохранилось печное отопление. Сейчас наш район газифицируют, и мы надеемся, что скоро станет полегче. Городские власти также планируют продлевать здесь дорогу, и мы все еще не знаем, как работы коснутся нашего храма. Вопрос судьбы храма — очень животрепещущий для нас. А так, жизнь в храме идет, работа кипит.
— Вы работаете в системе УФСИН. В чем заключается ваша работа? Как организована работа с заключенными?
— Уже больше шести лет возглавляю отдел по тюремному служению Южно-Сахалинской и Курильской епархии и еще у меня должность в УФСИН по Сахалинской области, я явлюсь помощником начальника управления по работе с верующими. Эту должность ввели во всех территориальных органах по всей России. В наши обязанности входит духовное окормление как сотрудников, так и осужденных. В 2017 году управляющий Южно-Сахалинской и Курильской епархии — владыка Тихон (Доровских) назначил меня на эту должность. Приход у нас маленький, и я не так сильно загружен, как другие настоятели центральных храмов. От УФСИН меня направили на учебу, на курсы повышения квалификации в академию ведомства, где я провел полтора месяца, и после этого я приступил к исполнению своих обязанностей.
Вообще, оказывать духовную поддержку сотрудникам и осужденным священнослужители епархии начали еще раньше. С момента образования епархии. Лично я стал посещать колонии с 2008 года, ходил в места заключения, нерегулярно, по возможности. Сегодня в колониях есть свои храмы, где проходят службы. Люди относятся к уголовно-исполнительной системе с осторожностью, с опаской. Конечно, попасть туда никто не желает, но бывает так, что человек ошибается и преступает закон. Поэтому попадают туда люди самые разные. Чьи-то родственники, отцы, братья, сыновья. Там происходит та же богослужебная жизнь, но на закрытой территории, в условиях режима и дисциплины. Я беру с собой помощников с клироса. Все мы проходим строгие процедуры, согласование, строгий досмотр через КПП и так далее. Здесь [на воле] человек захотел, пришел, ушел, в другой храм пошел. Там, конечно, один храм, но ходят те, кто действительно хочет возрастать в вере. Заключенные заинтересованы в жизни храма и всесторонне участвуют в ней: содержат храм, наводят порядок, ремонтируют по необходимости, и конечно, являются собранием верующих на всех богослужениях. Тюрьма, как и армия, или больница - это зеркальное отражение общества со всеми его проблемами, но в более сжатом виде.
— Что бы вы хотели пожелать православным островитянам по случаю юбилея областной епархии?
— Я сердечно поздравляю всех жителей Сахалина и Курил с этим событием, потому что в масштабах страны или всемирной истории 30 лет — это очень маленький срок, но для Сахалинской области — это большой путь непростого восхождения от насажденного атеизма к искренней вере в Бога . Поэтому я всех поздравляю с этим праздником. За этот период сделано очень многое, и хочется выразить слова благодарности всем прихожанам, потому что добиться таких успехов получилось благодаря их труду, вниманию, заботе и сделано многое именно их руками. Один священник не может со всем справиться. Церковь не для священника, а для людей. Хочется пожелать, чтобы на приходе были дружные общины, которые помогали бы священникам, вели активную жизнь приходов, укрепляли и развивали православие, а также продолжали все те традиции, которые живут в святоотеческом предании, и важно, чтобы мы смогли передать это наследие нашим детям. Важно, чтобы в эпоху глобальных вызовов современности, мы нашли путь к сердцу молодежи, укрепили ее в православной вере и в любви к нашему региону и нашей стране.
РИА «Сахалин-Курилы».