До сих пор на Кюсю существует много католических церквей и монастырей. По улицам города Нагасаки в 16-м веке проходили пышные пасхальные процессии. Однако испанцев, взирающих на японцев с позиции белого колонизатора, интересовала возможность при помощи католиков-японцев захватить власть в стране. Такой уверенности способствовало то, что в Японию помимо обычных товаров и технологий завозилось и оружие. Европейские ружья уже были на вооружении у феодалов Кюсю, которые не всегда были настроены лояльно по отношению к центральной власти, в то время как в остальных регионах главным оружием самурая считался меч-катана.
Правительство Японии – сегунат Токугава – пресекло все лукавые подвижки недобросовестных европейцев, и их выдворили из страны. Страна была закрыта более чем на 200-летнюю изоляцию. А на христиан-японцев начались гонения. Их заставляли отречься от веры, в противном случае их ожидала жестокая казнь. В период с 1597 по 1660 год в стране было казнено свыше 3 тысяч японцев-католиков. Вплоть до 1860-х годов проповедь Христова учения была запрещена в стране. Верующие были вынуждены скрываться в катакомбах либо на отдаленных островах. Некоторые из них прикрывали свою веру буддийским антуражем, что породило японское синкретическое направление – буддо-христианство, и поныне существующее на островах Гото в префектуре Нагасаки.
В 1868 году официально началась новая эра в истории Японии – эпоха Мэйдзи (Реставрация Мэйдзи), когда помимо прочего была объявлена свобода вероисповедания. Примерно в это время в страну из России приезжает молодой иеромонах Николай, будущий святой равноапостольный Николай архиепископ Японский (1836 – 1912). Его проповедь началась с Хоккайдо и постепенно распространялась на юг. Большое количество храмов сосредоточено именно в регионе Тохоку – северо-восточной части острова Хонсю. К сожалению, цунами 11 марта 2011 года некоторые из них разрушило.
К северу от Токио православных христиан среди японцев больше, чем на юге страны. Некоторые церкви там попросту пустуют. Как, например, храм Святого апостола Иакова в Кагосиме, на самом юге острова Кюсю. Пожилых верующих остается все меньше, а преемственности нет.
В печально известном городе Нагасаки (запад Кюсю) есть русское кладбище, где похоронены в том числе и русские солдаты и матросы, умершие в японском плену во время Русско-японской войны 1904 – 1905 гг. На территории имеется часовня. При этом в Нагасаки много католических храмов, что обусловлено исторически.
На острове Кюсю службы в православных храмах регулярно ведутся в городе Хитоёси (префектура Кумамото) и городе Фукуоке, что на севере острова. Есть православный храм (в честь Сошествия Святого Духа) и на острове Сикоку, в городе Токусима. На северном японском острове Хоккайдо православные храмы имеются в Хакодатэ, где начинал свое служение св. Николай, и в Саппоро.
После поражения Японии во Второй мировой войне страна какое-то время находилась под американской оккупацией. С того времени в страну стал проникать западный образ жизни: культура, ценности и религия, а именно — протестантизм. Протестантские церкви и раньше были на Японских островах, но не так массово.
Необходимо учитывать один немаловажный фактор: в эпоху милитаризма, когда страна вела колониальные войны (конец 19-го – первая половина 20-го века), японские власти делали ставку на национальные чувства населения, подпитывая их японским языческим верованием – синтоизмом. Все другие веры были фактически запрещены. Даже буддизм, который в Японии существует с 6-го века, терпел бедственное финансовое положение – государство не финансировало буддийские храмы. С крахом Японской империи в 1945 году и запретом национал-синтоистской идеологии духовная ниша была освобождена. В Японию хлынули протестантские миссионеры. В настоящее время протестантизм и производные от протестантизма конфессии насчитывают в Японии наибольшее количество верующих среди прочих христианских конфессий – свыше 500 тысяч человек. Католики стоят на втором месте: их около 440 тысяч человек.
Что касается православных японцев, то на момент смерти святителя Николая Японского (1912 год) в стране насчитывалось около 34 тысяч православных верующих. В настоящее время их количество насчитывает немногим менее 10 тысяч. В их числе и русские граждане, которые по семейным обстоятельствам или по работе проживают в Японии. Так что православные храмы служат и своеобразными русскими клубами.
За 50 лет, что св. Николай вел свою миссионерскую деятельность в Стране восходящего солнца, там были построены: 1 собор, 8 храмов, 175 молитвенных домов, 276 церквей. К сожалению, многие из них пустуют, но это общемировая тенденция.
РИА «Сахалин-Курилы».