— Денис, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, почему вы решили связать свою жизнь с кинематографом?
— Я был творческим человеком с детства, но в силу сложившихся обстоятельств в какой-то момент жизни это отошло на второй план. С 15 лет я был предоставлен сам себе, приходилось самостоятельно пробивать себе дорогу и зарабатывать. После армии устроился работать охранником в ночной клуб, потом работал автослесарем и еще много где помимо этого. Однако позже жизнь поставила передо мной выбор: либо жить так, как я мечтал еще в детстве, либо пойти по кривой дорожке, возможно, даже сесть в тюрьму. Конечно же, я решил воплотить в реальность свою мечту, правда, тогда еще не понимал, чем именно хочу заниматься, начал искать себя.
Сначала в музыке, в 3D-графике, в рисовании, пока не пришел к фотографии. Мне очень нравилось, но позже захотелось большего, какого-то продолжения, динамики. В этот момент я начал снимать видео, и это меня зацепило. Помню, как друзья хвалили мои работы, а я всегда видел недостатки: в звуке, в картинке, в свете. Хотелось, чтобы мое ремесло приносило пользу мне, людям, обществу. И тогда вокруг меня начали появляться люди, которые позже стали одной командой. Изначально в нас никто не верил. Но я просто знал, что получится.
— На сегодняшний день сколько человек в вашей команде и чем они занимаются?
— Команда уже достаточно большая. Есть Оксана — она менеджер и продюсер, выполняет огромный функционал и берет на себя всю организаторскую и бумажную работу. Также есть светооператор со студией и большим количеством аппаратуры и человек, который пишет для нас аранжировки. Кроме того, у нас появился звукорежиссер, который создает и адаптирует звук именно для кинотеатра.
— Есть ли у вас сейчас проекты в работе? Какие планы на будущее?
— Да, в планах есть несколько проектов. Первый будет про экологию Южно-Сахалинска. Эта тема меня очень сильно беспокоит, я сам люблю активный отдых, спорт, постоянно выезжаю на природу. И, честно говоря, пугает отношение островитян к окружающей среде. Многие забывают об элементарных вещах — просто собрать мусор и увезти его с собой.
Второй — о безопасности детей. Он про то, что с детьми важно разговаривать, предупреждать их, объяснять, как вести себя в той или иной ситуации, с кем можно разговаривать, с кем нельзя. Как вести себя, когда ты остался наедине со взрослым, в том числе со знакомым, и к чему это может привести.
Отличительная черта наших фильмов — честность. Мы показываем жизнь такой, какая она есть. Да, где-то жестокой, но зато настоящей. Истории должны цеплять и оставлять что-то в людях. Мы показываем истории дословно правдивые и, порой, максимально жестокие. Бывают и очень добрые, как, например, это было в моем фильме «Шанс».
Третий фильм мы планируем отправить на Липецкий питчинг кинопроектов. В нем хотим рассказать о различии взглядов на жизнь человека, который видел военные действия своими глазами, и того, кто никогда на войне не был. История в следующем: 30-летний герой возвращается с ранением со СВО. Дома он видит своего 16-летнего брата, который ведет неправильный, где-то даже аморальный образ жизни, равняется не на тех героев, порочит имя свое, семьи и отечества. И вот между ними развернется настоящая драма, конфликт интересов. Проблема «отцов и детей» по-прежнему актуальна, и мы это покажем.
— Снимать фильмы на Сахалине дорого? И бывают ли какие-то проблемы в организации?
— На самом деле желания и возможности у нас безграничны, а ресурсов нам порой не хватает, но это второстепенное. Мы решаем эти вопросы самостоятельно с нашими друзьями и инвесторами, которые появляются, исчезают, и так далее. В целом мы планируем дальше снимать, развивать кинематограф на Сахалине. И мы уже сами доказали, что снимать кино на острове можно и даже нужно. Это не так трудно, и для этого не нужны многомиллионные бюджеты. Для этого нужны только желание, поддержка и небольшое количество ресурсов. Финансы, само собой, тоже нужны, но совсем не те, о которых все говорят. Мы снимаем фильмы на собственные средства.
— Денис, что ты можешь посоветовать начинающим режиссерам?
— Изначально нужно определиться, что ты вообще хочешь в этой жизни, как бы пафосно это ни звучало. Человек, который начинает любую деятельность и хочет развиваться, делать это качественно и хорошо, менять мир вокруг себя и меняться сам, должен понять — зачем ему это. Необходимо искать любые возможности.
Для обучения посоветую YouTube и клубы единомышленников. В интернете много качественных зарубежных курсов и мастер-классов. К сожалению, пока иностранцы дают больше качественной и полезной информации, чем русскоязычные источники.
Кроме того, с уверенностью могу сказать, что высшее образование в данном случае — не необходимость. На мой взгляд, это здорово, когда ты заставляешь свой мозг работать, искать знания, фильтровать поступающую информацию. Именно тогда мы будем снимать не «по шаблонам», а качественный авторский материал.
Также посоветую отбросить мысли о том, что может не получиться. Надо продумать, встать и сделать. Если получилось у меня, значит, то же самое может случиться и с другими.
— Истории, которые вы снимаете — реальный опыт?
— Да, это все происходило со мной и моими знакомыми, друзьями. Это то, что происходит здесь и сейчас. Например, история фильма «Шанс» [прим. ред. — «Шанс» — короткометражный фильм Дениса Хашба про ребенка из детского дома, который благодаря занятию спортом и тренерскому воспитанию обретает шанс на светлое будущее] происходила на моих глазах. Она о ребятах из детских домов, которые получили возможность избежать скользкой дорожки, как это часто бывает, и вырасти настоящими мужчинами. Сильными, без вредных привычек, со своими четкими принципами.
— Вернемся к фильму «Кот». Как пришла идея и почему выбрали именно тему наркотиков?
— Я изучал, какие темы в обществе сегодня самые острые, даже запустил опрос в социальных сетях, и именно наркотики особенно выбивались из общей массы. Я сам никогда не вращался в кругах наркоманов, но при этом у меня есть знакомые, которые имели с этим дело. Я начал изучать вопрос, и каково было удивление мое и команды, когда мы поняли, насколько это распространено.
Начал углубляться, узнавать, как это производят, распространяют и употребляют. Я также изучал, кто такие наркоманы, как они себя ведут, одеваются, где обитают. Нашел множество видео, как люди, начиная с юного и заканчивая пенсионным возрастом, это делают. Зафиксированы случаи, когда школьники употребляли прямо в образовательных учреждениях. И это страшно, с этим надо бороться.
Я рассказал историю какая она есть. Все истории, которые я увидел, узнал, я объединил в одном герое. Более того, наш материал получился гораздо мягче, мы сделали его более цензурным. Но однозначно нам удалось передать атмосферу ужаса наркоманских притонов.
Многое, что я узнал, вообще не поддается объяснению. У наркоманов развивается приобретенная шизофрения, и они творят с собой страшные вещи. Обычный человек на экране такого зрелища просто не вынесет. Наркотики — зло, именно эту мысль мы попытались донести до людей.
Более того, ровно в тот день, когда мы завершили съемки, на одном из порталов вышла статья о мальчике. И каково было мое удивление, когда история точь-в-точь повторяла ту, которую люди увидят 21 марта на экране. В тот момент я понял, что все сделал правильно. Я не соврал зрителю, показал настоящую жизнь.
— Как происходит подбор актеров на Сахалине?
— В целом актера найти не трудно, но нужного для конкретной кинокартины достаточно тяжело. Я представляю человека еще в процессе написания сценария. На этапе создания героя уже вижу, каким он должен быть. Но это мне и помогает. Я по глазам вижу — сможет ли человек прочувствовать персонажа, сделать так, как это нужно мне и зрителю, поверят ли ему. Мне нужно, чтобы человек не играл, а проживал историю.
Например, наш герой Ваня после съемок месяц был в депрессии, потому что, приходя домой, он видел это лицо, чувствовал на одежде запахи притонов, слышал эту музыку. Настроение безнадежности, полного безразличия он примерил на себя.
— Атмосфера на площадке максимально приближена к реальности?
— Да, мы снимаем не в декорациях, а на реальных локациях. Например, если мы говорим о фильме «Шанс», там в кадре мы видим неблагополучную семью, которая распивает спиртное и не обращает внимание на босоногого мальчика, который стоит и наблюдает за происходящим. Эту сцену мы снимали в настоящем бараке, где как раз и живут алкоголики.
Мы туда приехали перед съемками, там было очень много пьяных людей, страшные запахи. Мы сделали это для того, чтобы люди по-настоящему прожили историю, чтобы эмоции были неподдельные.
Именно за счет этого наши мизансцены выглядят настолько реалистично. Мы стараемся использовать реальные локации для того, чтобы нас, опять же, не упрекнули в том, что такого не бывает, и у алкоголиков все по-другому. Никто нам этого не скажет, потому что мы снимаем в тех местах, где эти люди живут.
Денис Хашба приглашает жителей Сахалинской области на премьеру фильма «Кот», которая состоится 21 марта в 19:00 в кинотеатре «Кристи Синема». Вход свободный.
Ранее Sakh.online сообщал, что ведущие радио «КП-Сахалин» Иван Никашин и Яков Морозов взяли интервью у известного режиссера Жоры Крыжовникова. Он рассказал о съемочном процессе нашумевшего сериала, дальнейших планах и ответил на вопрос о продолжении «Слова пацана».