Водоросли, рыбы, медузы, крабы, морские ежи, молекула метана… Контрастный мурал на стене трехэтажного здания по Коммунистическому проспекту, кажется, собрал воедино самые яркие образы, связанные с жизнью и отдыхом на Сахалине. Хотя во главе угла — не замысел, а само исполнение. Полотно уже больше двух недель команда московского художника Миши Most рисует вместе с беспилотником.
— Свою первую работу при помощи дрона мы нарисовали в Новосибирске около года назад. Проект также выполняли в рамках «Архипелага». У нас нет задачи сделать быстрее или красивее. Наша история — пока экспериментальная — на стыке искусства и науки, она про технологии, которые все больше проникают в нашу жизнь. Когда дрон и человек рисуют одновременно, технологии приходят на помощь человеку. Я, например, беспилотниками для рисования пользуюсь с 2017 года, — отметил глава экспериментальной группы.
— Основная сложность работы с дроном?
— Наверное, погодные условия: сильный ветер и дождь не могут не повлиять… Плюс для такого рисования нужны определенные условия — это и характеристики стены, и место под площадку, размещение команды, отдельный пункт управления, и установки необходимой техники. Прежде чем работать, нужно все настроить, подружить этот девайс с баллоном, чтобы это работало и выполняло поставленные задачи. Может, это звучит просто, но на самом деле — далеко не просто. Плюс, наверное, на данном этапе — из-за пристального внимания к беспилотникам в городах России — еще и долгий процесс согласования со всеми инстанциями на работу. В Центральной России, например, пока любые работы под запретом.
— Сколько времени вам понадобилось, чтобы собрать этот уникальный дрон?
— В этом году мы собирали по опыту прошлого года, уникальный подход случился в 2023-м, когда вся лаборатория работала с нуля, тогда это заняло примерно месяца полтора. На площадке еще докручивали, доделывали, усложняли, добавляли какие-то функции, прописывали коды, дополнительные алгоритмы, и он в течение всей работы ещё нагружался дополнительными функциями.
— Сколько человек вообще трудится над созданием?
— Вся команда — 11 человек. На финальном этапе достаточно 3-4. Но для организации всего проекта — больше. Разработку дрона сначала выполняют в компьютерной программе, создают модель, после отдельно печатают детали на 3Д-принтере. Таким способом создают каждый блок. У нас дрон с тремя осями, то есть с тремя пропеллерами. Дальше от этого отталкиваемся: где находится баллон, как он двигается, с какой скоростью, сколько времени нужно для распыления краски на стену. После дрон запускаем в полет по заранее заданной программе. Учитываем путь полета и количество нажатий кнопки в нужный момент. На его путь полёта накладываем определённые точки и начинает рисовать там, где надо.
— О самом полотне расскажите — какие образы вы собрали?
— Это моя вторая работа на Сахалине, первая была сделана руками. Могу сказать, что специально уходил в сторону флоры, фауны, но вместе с тем было очень важно, как выглядит тот или иной персонаж. И чтобы яркие геометрические фигуры вписывались в общий ансамбль. Морской еж, рододендрон, краб, астерия или морская звезда. И все эти эндемики — в Охотском море или близ Сахалина проживают. Еще люблю использовать науку — добавил молекулу метана.
— Сколько времени займет проект — от договоренности с правительством Сахалинской области до окончания прорисовки?
— Мы приступили к работе над муралом 12 июля. День на пятый только начали рисовать. Возможно, за неделю закончим, может, за две. То есть весь проект длится около месяца. Площадь стены — около 150 квадратных метров. Но сроки для нас не очень важны, подчеркну. Проект заключается в создании уникального девайса, который умеет рисовать. И бывает, что он тоже падает, и у него аварии происходят.
О технической составляющей проекта рассказал технический директор проекта Андрей Коригодский.
— Мы дроном рисуем мурал вместе с художником. И дрон управляется не пилотом с пультом, а программой. У нас тут развернута система навигации, которая с высокой точностью определяет местоположение дрона относительно стены, и, используя эту информацию, мы можем проводить дрон по тем траекториям, который нам нарисовал художник, то есть художник рисует векторный файл, а дальше оно загружается на дрон и программа переводит его в набор траекторий, которые дрон может пролететь.
После выбираем в нашем пункте управления те кривые, которые мы хотим нарисовать в конкретный полёт. Ставим нужный баллон с нужным цветом, и дрон рисует именно те линии, которые нам нужно нарисовать: контур или заливка фигуры, подготовка однотонной области. Его движения очень схожи с человеческими. Он тоже рисует горизонтальными линиями, летая туда-сюда.
— Но когда ты рисуешь сам, понятно, ты — хозяин своей руки, как вы команды мозга переводите в технологию?
— Чтобы разработать программное обеспечение, которое управляет полётом, пришлось решить действительно много трудных задач. Беспилотник у нас очень большой, и у него большая инерция, а нам нужно, чтобы он с высокой точностью проходил линии. Давайте вспомним, что даже обычный дрон по улице летает с точностью в несколько метров, а здесь речь о миллиметрах. Плюс он не может отработать какие-то резкие повороты…
— Как вообще пришла идея создания такого дрона — для чего, если столько сложностей?
— Ну, идея не нова: очень давно граффитисты и уличные художники хотели рисовать дроном, лет 10 это только обсуждали, потому что для уличного художника самое важное — нарисовать что-то быстро и в недоступном месте. Чтобы оперативно можно было рисовать даже на каких-нибудь опорах мостов или на путепроводах, там, куда вышку подогнать сложно, а нанимать альпинистов — слишком дорого.
— И как будет дешевле: нарисовать руками или дроном? Отталкиваясь, например, от условий этого проекта?
— Если говорить про этот конкретный объект, то дешевле нарисовать руками, потому что он доступен для того, чтобы вышка подъехала. Тут значительную часть можно на самом деле просто со стремянки нарисовать и сейчас, когда наш дрон — в стадии опытной эксплуатации, то есть его эксплуатирует не просто художник или ассистент, а все-таки команда разработчиков, в этих конкретных условиях, конечно, дешевле действительно нанять художника, который по старинке. Но мы же про будущее говорим: наша задача потом эту историю масштабировать и дальше продвигать, развивать продукт так, чтобы он работал стабильно, и с полным функционалом, и дружелюбным интерфейсом, и в целом система стала дешевле оплаты труда человека.
— Какие-то особенные подбираете краски, компоненты?
— Конкретно для дрона у нас специальных требований нет, наоборот, мы дрон затачивали под то, чтобы он рисовал теми красками, которыми обычно работают художники. Но как раз с краской много проблем было: они при распылении залепляли оптический радар и пропеллеры. Дрон в этом случае гораздо больше начинают энергии, энергоэффективность снижается. Да и сама краска тоже раздувалась пропеллерами, они же очень мощные потоки воздуха генерируют, и они краску просто раздувают, а не накладывают. Краска не долетает до стены, поэтому пришлось вынести баллон максимально близко к стене и защитить уязвимые места.
— К стене требования тоже были?
— Нужна была возможность установить камеру системы позиционирования, которая видит дрон. распознает светодиоды позади дрона. Таким образом она передаёт ему его же местоположение относительно стены.
Нужно, чтобы дрону было удобно летать, то есть плюс-минус стена ровная и прямоугольной формы. Еще на стене необходимо было расположить маркеры, по которым мы калибруем изображение. 4 маркера по углам стены обеспечивают привязку системы, иначе наше изображение постоянно бы сдвигалось в системе координат.
Параллельно команда ведет интерактивную визуализацию всей системы с наложением реального изображения камеры на эскиз. Согласно ему дрон запускают в полет. При этом время полета беспилотника составляет 6 минут. Время на обслуживание, то есть замену аккумулятора и пустого баллона с краской, занимает еще две. В среднем каждые сутки за такой работой команда проводит около 12 часов.
Пока экспериментальный дрон способен совместно с человеком воплотить на стене простой рисунок с заливкой и контуром. Но есть надежда, что со временем, после доработки системы стабилизации баллонов, точность распыления будет колебаться в пределах 1 сантиметра, а не пяти, как происходит сейчас. Кроме того, эксперимент показал, что для повышения точности рисования все же необходимо задействовать два беспилотника. А это уже новый уникальный эксперимент слияния искусства и науки.