«Я недалеко ушел от людей, которые просто на кухне играют»: Игорь Растеряев о творчестве и музыке

27 июля , 11:25Общество
Фото: Эльвира Хан / ОТВ

Игорь Растеряев — хедлайнер фестиваля авиации, музыки и спорта «Крылья Сахалина». Он умеет зажигать толпу своими проникновенными песнями, которые близки и понятны каждому слушателю. Автор хитов «Комбайнеры» и «Русская дорога» дал интервью Sakh.online, в котором рассказал о своем творческом пути и музыке.

— Здравствуйте, Игорь! Расскажите, как вам у нас на Сахалине? Впервые здесь?

— Да, впервые. Очень нравится. Вчера был на Охотском море, куда меня возил мой земляк, который уже живет на Сахалине четыре года. Все дальневосточники нам помогают, за что им огромное спасибо.

— Может быть, уже успели попробовать нашу колоритную кухню?

— С утра до вечера. Одни крабы, гребешки. Уже, не поверите, хочется нашей окрошки, что, собственно, скоро и состоится.

— Давайте теперь поговорим о вашем творчестве. Вы довольно разносторонний человек и занимаетесь не только музыкой, а еще и поставили спектакль. Расскажите про него подробнее и вообще про свою творческую деятельность.

— Моноспектакль идет три часа. Я там один за всех, играю за многих персонажей. Спектакль про жизнь и судьбу русской деревни на примере волгоградских хуторов, бывших казачьих мест.

— Как к вам пришла идея написать сценарий к такому спектаклю?

— Я там жил с детства. Это родина отца. Все это наблюдал, и это меня трогало, волновало и, следовательно, вылилось в спектакль.

— Что вам помогает писать музыку? Что вас вдохновляет?

— Музыка, по моему мнению, рождается спонтанно. Я, например, если куда-то еду, то могу напевать какие-то мотивы и слова, которые мне порой кажутся бредом. Потом я подбираю мелодию на гармошке, и уже получается что-то более-менее сносное. Инструмент у меня такой, на нем что ни сыграешь, все будет то про дорогу, то про солдат.

— Как раз мы заговорили об инструменте. У вас многие песни, исполненные на гармошке, звучат в одной тональности.

— Честно сказать, я вообще не знаю, что такое тональность и ноты. Для меня это все какой-то марсианский язык. Знаю, что моя гармошка ля мажор только потому, что мне надо это знать. Я просто подбираю мелодию и играю ее.

— Давайте вернемся в прошлое. С чего начался ваш музыкальный путь?

— Мой музыкальный путь начался с того, что ко мне приехали и рассказали, что я музыкант. До 11 августа 2010 года ни я, ни мои друзья про это даже не подозревали. Пришлось становиться музыкантом, артистом. Учиться играть на гармошке. Правой рукой я кое-что умел исполнять, а вот левой не очень.

— А есть желание научиться играть на других музыкальных инструментах?

— Нет, но я чуть-чуть на гитаре и балалайке играть умею. А так нужды нет. Учиться для того, чтобы в Сахалинской филармонии на органе концерты давать? Это навряд ли.

— Вы чаще всего исполняете песни сольно. Но на концерте вам аккомпанировали другие артисты. Кто эти музыканты? Это был какой-то эксперимент?

— Мы иногда так выступаем в Питере и в Москве, где концерты идут часто, и надо хоть иногда разбавлять репертуар, развлекать народ и себя тоже. «Крылья Сахалина» — концерт масштабный. Поэтому почему бы не пригласить сюда еще парочку хороших музыкантов? Например, Павел Додонов играл в группах ДДТ, «Дельфин»… Да он, пожалуй, везде играл! Василий, барабанщик, тоже выступал в «Дельфине». Большой послужной список у этих ребят. Они серьезные музыканты: и ноты знают, и ритм держат.

— А вы себя не считаете серьезным музыкантом?

— В плане музыки? Образования у меня нет. Какой из меня музыкант? Вообще даже на гармошке не учат играть. Мой музыкальный инструмент считается упрощенной версией баяна. Есть музыкальная школа класса баяна, аккордеона, а чтобы гармошка — такого нет.

— Как вам удается, играя на гармошке, собирать толпы людей?

— Потому что мои песни трогают души людей, они им близки и понятны. Гармошка просто аккомпанирует и придает композициям особую проникновенность, особенно если играть сначала по верхним нотам, а потом переходить на нижние.

— Вы в своих песнях ориентируетесь на простой народ?

— Не совсем, я ориентируюсь на то, что могу придумать, а придумать я могу вот такого уровня песни и сыграть на инструменте. Видимо, они воспринимаются как народные, потому что я сам недалеко ушел от людей, которые просто на кухне играют.

— Как давно выпустили свой последний альбом? Когда планируете следующий?

— Осенью вышел мой альбом «Круговорот». На концерте сыграли две песни из него. А вот когда выйдет следующий, я не знаю. У нас так получается, что песни новые накапливаются, а потом мы либо выкладываем их постепенно, либо все вместе. Какие-то песни пишутся, но какую форму они примут в итоге, чтобы явиться в свет, не знаю. Либо это будет альбом, либо это будет театральное нечто. Поэтому сказать сложно.

— А в каком жанре вы исполняете песни? К чему бы вы себя отнесли?

— Честно? Я не знаю.

— То есть вы себя ни к какому определенному жанру не относите? Например, русский рок?

— У русской музыки есть своя особая наполненность. Для меня, например, русский рок — это концентрация смыслов на единицу текста.

— А сами какую музыку любите слушать?

— Я люблю слушать такое, что нельзя советовать никому. Я люблю всякую поп-музыку, все, что из 90-х: «Руки Вверх», «Стрелки», «Краски». Я, как только такую музыку слышу, сразу инстинктивно хочется танцевать и подпевать, конечно, мне это нравится. Русский рок обожаю. Много чего.