Мероприятие модерировал куратор паблик-арт программы «Взгляды» Александр Мущенко.
«В открытую» можно назвать исследованием, оно состоит из фрагментов интервью, взятых у 60 художников-граффитчиков по всей России. Молодые люди и девушки рассказывают о своей тяге к уличному искусству, отношениях с родителями и полицейскими, жажде публичности и диалоге с прохожими через зрительные образы, о вандализме и свободе.
По ходу фильма зрители узнавали, что не все уличные художники проводят грань между граффити и стрит-артом, но и не все относят свою деятельность к сфере искусства. Один из молодых людей использовал в интервью выражение «визуальный захват улиц» в качестве ответа на вопрос, в чем состоит цель граффитчиков.
Интервьюируемые рассуждали на камеру о том, может ли граффити жить в галерее и помогает ли на самом деле государство художникам, потворствуя стрит-арту, проводя специализированные фестивали и выделяя им пространство для художеств. Мнения разделились: одни радовались легальности, другие отказывались работать на заказ.
После фильма каждый зритель задался вопросом: считать ли эгоистичный акт самовыражения искусством? Ведь грань между подписью на стене и, например, муралом, то есть масштабной картиной, довольно тонкая.
Александр Мущенко, благодаря которому Южно-Сахалинск украшен муралами, после показа «документалки» привел цитату одного художника: «Мурал — это не уличное искусство, а искусство на улице». Сам он также считает, что порядочный рисунок должен отвечать на три вопроса: почему именно здесь? почему именно это? каков контекст?
«Фестивальная история, которая распространилась по всему миру, расслабила художников, сделала их тепличными огурчиками, которым подвозят вышку, дают баллончик с краской, согласовывают фасад с жителями. Все же работа в городе — это большая ответственность», — считает куратор паблик-арт программы «Взгляды».
«Когда мы говорим о стрит-арте только как о благоустройстве, это сводит большую философию к установке лавочек в сквере. Я всем пытаюсь объяснять, что стрит-арт — работа, в первую очередь, с локальной идентичностью, с культурой, она формирует связь между регионами. Справедливости ради, на Сахалине уникальный пример случился: художникам дали такой объем возможностей практически без ценза», — рассказал Александр.
Мущенко поведал, что эскизы муралов согласовывали с администрацией города, но работы художников — авторские, им никто не указывал, что именно и как рисовать. Браковали только излишне серые, «мрачные» идеи, все остальное принимали с готовностью. Художник и куратор «Взглядов» выразил надежду, что темпы, с которыми сейчас разрисовывают Южно-Сахалинск, замедлятся, чтобы сделать программу долгосрочной.
Информационный партнер «Российской креативной недели» — медиахолдинг «Губернские ведомости».
Ранее Sakh.online сообщал, что в Южно-Сахалинске началась борьба с нелегальными уличными художниками. Полиция напомнила, что вандализм и умышленное повреждение имущества влекут за собой уголовное наказание.