Отсчет деятельности CATHARSIS на российской рок-сцене начинается с 1996 года — тогда основатели группы экспериментировали с жанром death doom metal и даже записали демо-версию альбома, отдавая предпочтение симфоническим аранжировкам своих композиций. Но все же музыканты остаются в тени до 1999 года — с выходом мини-альбома Febris Erotica группа окончательно определяется с жанром и начинает играть симфонический пауэр-метал. В этом же году первого вокалиста CATHARSIS Андрея Капачева сменяет Олег Жиляков, который до настоящего времени остается бессменным хедлайнером группы. С приходом Жилякова CATHARSIS переживает свой собственный катарсис (простите за тавтологию): количество фанатов стремительно растет, новые песни занимают первые строчки в чартах, а группа продолжает осваивать симфо-пауэр-метал, сделав его своей визитной карточкой и уникальным почерком.
За 25 лет существования в коллективе CATHARSIS произошли и другие перемены. Ушел гитарист и основной автор песен Антон Арих, вслед за ним группу покинул барабанщик Владимир Мучнов. Но в 2002 году к музыкантам присоединился гитарист и флейтист Олег Мишин, который подхватил эстафету сочинения и стал автором большинства песен в следующих альбомах «Имаго» и «Крылья». Именно эти два диска до сих пор считаются эталонными в истории CATHARSIS: благодаря им об экспериментальной рок-музыке родом из России узнал весь мир, а новые поклонники начинают с них свое знакомство с творчеством группы.
На сегодняшний день CATHARSIS — это семь разноплановых артистов, прекрасно дополняющих друг друга на сцене. Олег Жиляков продолжает отвечать за вокал и участвует в написании песен. Игорь Поляков выступает с ритм-гитарой, Олег Мишин — с гитарой и флейтой. Александр Тимонин зажигает на басу, Анатолий Левитин повелевает ударными. Кроме того, в коллективе участвуют две девушки — Ольга Петрова (скрипка) и Юлия Чумакова (клавиши и бэк-вокал).
В Южно-Сахалинск группа CATHARSIS привезла сет из самых ярких хитов своего творчества за прошедшие 25 лет. Разумеется, в треклист концерта вошли Hold Fast и Imago, «Крылья» и «Зеркало судьбы», «Время потерь» и «Гонки за мечтой» — музыканты исполнили все те песни, по которым их знают несколько поколений фанатов.
«Я слушаю CATHARSIS около четырех лет — родители посоветовали, они у меня заядлые поклонники такой музыки, в особенности зарубежной. Сначала послушал — зацепило «тяжелым». А потом стал вслушиваться в музыку более детально, разбирать тексты, осмысливать их... и, что называется, подсел. Сейчас это одна из моих любимых групп. Она ни на что в российской рок-музыке не похожа. Это не просто песни и метал — это целая философия, созданная одним коллективом. Я даже курсовую работу по их творчеству писал», – рассказал Sakh.online житель областного центра Александр.
Спустя два с небольшим десятка лет лирический баритон Олега Жилякова все так же взрывает зал, вызывая восторг как у олдскульных поклонников, так и у молодежи, чье знакомство с творчеством CATHARSIS едва ли насчитывает два-три года. Профессиональная работа над голосом слышна даже далекому от музыкальных канонов человеку. Все-таки сказывается и тот факт, что Жиляков когда-то учился в «Гнесинке», и то, что в свои 50 лет он по-прежнему совершенствует манеру пения. И даже возрастные изменения, которые в мужском вокале заметны гораздо ярче, чем в женском, не делают выступление солиста тусклее, скучнее или в целом хуже — напротив, его голос раскрывается в новом формате, прекрасно укладываясь в сложные ритмы и переходы. Олегу Жилякову комфортно петь те же песни, с которыми он выходил на сцену 15 или 20 лет назад, и это весьма радует взыскательных слушателей.
Отдельно стоит поговорить о музыке, которую исполняет отечественная группа. Для российской рок-арены ниша, которую занимает CATHARSIS, считается практически невостребованной на профессиональном уровне — и именно это делает коллектив уникальным и узнаваемым буквально с первых двух-трех нот. Ну какая еще группа рискнет объединить с ритм-, бас- и акустической гитарами настоящую (не электронную) скрипку и фолковую флейту? А у этих ребят получилось. Ударные, струнные, духовые — практически полный набор симфонического оркестра, уменьшенной версией которого, по сути, и является CATHARSIS с поправкой на мощнейший рок, которому отдана ведущая роль в этом ансамбле.
Творчество музыкантов, пожалуй, можно назвать гибридом эталонного power metal c неоклассикой и фолк-роком. И это не доминирование тяжелой музыки над консервативными струнными и духовыми, а гармоническое звучание нескольких полноценных партий, и каждый инструмент солирует в своей.
Аналогов в России у CATHARSIS на сегодняшний день действительно нет. Но есть в чем-то похожие на них коллективы более лайтового формата (как, например, «Эпидемия», заглянувшая в Южно-Сахалинск в начале апреля) или «Эсента», которая, к слову, выступала на разогреве у главных гостей вечера и не стесняется называть их своими учителями. Если говорить об угадывающейся манере творчества зарубежных музыкантов, первыми на ум приходят Kamelot, Throne of Chaos, местами Powerwolf и даже немного Nightwish — к слову, с этими финскими симфо-пауэр-металлистами CATHARSIS когда-то играл на одной сцене и в ранних треках вдохновлялся их работой.
Но этой группе и не нужны дубликаты. Пускай она остается такой, как есть — уникальным экспериментом с отточенным до идеала вокалом и причудливыми завитками фолка с неоклассикой на тяжелом роке. То, что делало и делает CATHARSIS узнаваемым все эти 25 лет, вряд ли можно воплотить с другими исполнителями — разве что работать над этим четверть века. А пока поклонники, проводив любимых музыкантов со сцены, будут ждать следующий концерт: артисты уже пообещали, что долгожданный дебют в Южно-Сахалинске стал лишь первой встречей в череде визитов на острова.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.