«Вдохновение у художника во всем»: Ольга Маркелова о творчестве и жизни на Сахалине

4 октября 2023, 14:52КультураФото: Ольга Маркелова «В лунном свете»

Ольга Маркелова — художник и член регионального отделения Союза художников России. В рамках цикла историй о сахалинских заслуженных мастерах Sakh.online поговорил с мастером о творческом пути, поиске вдохновения и собственного пути, а также о работе в различных стилях.

— Расскажите, пожалуйста, в каком стиле вы работаете? 

— В основном я работаю в графике, декоративной графике и декоративной живописи. Я стараюсь охватить разные направления. Мне интересно разное в изобразительном искусстве, то есть не только графика, я также занимаюсь декоративной вышивкой и коллажем. Сложно выбрать что-то одно, но своим основным направлением сейчас я считаю декоративную графику на холсте. 

— А как вы пришли к творчеству? С чего начался ваш путь художника? 

— Мой путь начался в далеком детстве. Моя мама тоже художник и является членом Союза художников России. В детстве, когда я приходила к ней в мастерскую, мне всегда было очень интересно, но своей будущей профессией я это не видела. Ее коллеги спрашивали меня, буду ли я художником, как и мама, и я всегда твердо отвечала «нет». Но в 11-м классе пришло время думать о будущей профессии. Я не видела себя в чем-то связанном с математикой, хотя она мне давалась достаточно неплохо, и я выбрала то, что умею делать. К этому времени я уже шесть лет занималась в художественной школе. Я поступила в Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, а потом, после окончания, я все-таки вернулась на Сахалин. Питерская погода очень специфическая: зимой там царит сумрак, а здесь солнечно и снег искрится. Я, как оказалось, зависимый от солнечного света человек, поэтому выбрала Сахалин. Потихоньку я стала работать в художественной школе. Но невозможно преподавать, не работая как мастер. По мне, преподаватель должен быть действующим художником, а не просто рассказывать теорию о том, где тень и свет. Я рисовала, участвовала в молодежных и зональных выставках, спустя несколько лет председатель регионального отделения Союза художников предложил мне вступить в Союз. Мы сделали персональную выставку претендентов на вступление, и я подала документы на рассмотрение. Через два года меня приняли. Мой творческий путь продолжается и по сей день. 

— Расскажите подробнее о вашей мастерской. Как вы ее получили и как обустроили ваше рабочее пространство? 

— Свою мастерскую мне предоставили в прошлом году. Я все здесь красила, облагораживала, делала на свой вкус. Я возвела стены, раньше был open space. Я сделала хранилища для работ, для творческих материалов. Диван собран из палет, кресло и комоды реставрировали, красили. Я увлекаюсь фотографией, и поэтому хотелось предусмотреть место и для этого. Я оставила одну стену свободной, чтобы можно было снимать портреты с творческой ноткой. Конечно, в своей мастерской очень здорово. Дома ты ограничен пространством и не можешь размахнуться. Здесь ты можешь вышивать, рисовать графику и в то же время за мольбертом заниматься живописью. Можно попробовать себя в очень разном. Дома хоть и есть выделенное для работы место, но я практически никогда там не работаю, потому что дома невозможно отложить бытовые дела. Постоянно что-то отвлекает, тяжело сосредоточиться, и творческого процесса не получается. Мастерская – это, конечно, творческая пристань художника, его место силы.

— Почему вы решили вступить в Союз? 

— В первую очередь, Союз — это творческое комьюнити, где собраны единомышленники. Мы делимся творческими идеями, обсуждаем планы, сочиняем выставки. Также на Сахалине при вступлении в Союз предоставляют собственную творческую мастерскую — свое творческое пространство, домик художника. Так, ты начинаешь ежедневно находиться в процессе, еще больше втягиваешься в художественный мир. Хочется во всем участвовать, взаимодействовать и вносить свой творческий вклад. 

— Вы говорили, что преподавали в художественной школе. Расскажите поподробнее об опыте работы с детьми. Чем для вас ценно это время? 

— На данный момент я ушла от преподавания, однако все может измениться, и я к этому вернусь, пока не загадываю. Но преподавать мне очень интересно, и я люблю эти горящие глаза детей, когда у них начинает получаться. Мне интересно рассказать и показать детям те основы изобразительного искусства, которые будут для них точками опоры в любой изобразительной деятельности, и дальше наблюдать за тем, как они применят эти полученные знания. В этом году я встречалась со своими первыми выпускниками, им сейчас уже по 23 года. Они закончили университет, кто-то отучился на архитектора, кто-то изучал 3D-дизайн и так далее. Я настолько поражена ими. И они благодарны и рады, что у них было такое творческое время в школьные годы. Это как в университетские годы все делятся по интересам, поступая на свою специальность, только здесь это происходит в школьные времена. Художественная школа — это клуб творческих ребят, для многих отдушина в круговороте школьной жизни. И даже я с моими одноклассниками из художественной школы до сих пор дружу и поддерживаю отношения.

— Что касается выставок, можете ли вы выделить какую-то одну? 

— Затрудняюсь ответить, потому что каждая выставка — важная. Перед каждой готовишься, подходишь с энтузиазмом, хочешь проявить себя. Безусловно, самые важные это персональные выставки. Но было также и участие в молодежных выставках в выставочном зале Союза художников, в Союзе художников Санкт-Петербурга, в разных небольших галереях, на зональных выставках, и к каждой я относилась по-особенному. Сейчас, буквально в этом месяце, прошла зональная выставка Союза художников России в Улан-Удэ, в которой я принимала участие. И когда смотрела каталог, было так приятно увидеть свою работу наряду с картинами известных мэтров, которыми я восхищаюсь и по сей день, например, Зорикто Доржиев, Жамсо Раднаев. И вот мы с ними в одном каталоге. Для меня это настолько удивительно и непостижимо, что я принимала участие в выставке вместе с такими именитыми мастерами. Каждая выставка отзывается в сердце, не могу выделить одну, важна каждая. Также в этом году у нас была выставка декоративно-прикладного искусства. По образованию я художник ДПИ, и мне это более близко, чем классическая живопись маслом, пейзажи или портреты. В душе я больше декоративщик. Помимо участия, я также занималась организацией этой выставки, и меня это очень увлекло. Работа сложная, но очень интересная. В дальнейшем я бы вновь хотела попробовать себя в этом.

— Расскажите подробнее о своем творчестве. Какие стили вам близки и над чем вы сейчас работаете? 

— Во время вступления в Союз у меня была серия работ графики на холсте. Они о наболевшем, меня вдохновляли либо разочаровывали люди, и там изображено больше лиц. Это не портретные сходства, а скорее собирательный образ людей или ситуаций. Потом у меня был период акварели, иллюстрации. Там есть ряд работ на тему «Лесная архитектура». Под разные периоды есть главенствующие работы. Сейчас пошло время вышивки, мне стало это интересно. Это очень трудоемко и на нее необходимо выделить больше времени. Пока еще не могу выделить что-то главное. Но на каждый период жизни, на каждый период творчества есть что-то свое. Наверное, лучше спросить у моих коллег. Мне кажется, что я выполняю абсолютно разнообразные работы, и если их положить вместе, наверное, люди даже не скажут, что рисовал один человек. Но, с другой стороны, коллеги говорят, что у меня уже есть свой стиль, и будь то вышивка, графика или работа акрилом, видно, что это делала я. Но я нахожусь в абсолютном поиске. Буквально каждый день. Есть художники, которые всю жизнь занимаются только живописью, а я так не могу. Столько всего интересного, все хочется попробовать. Поиск продолжается, это борьба. Помимо того, что у меня идет борьба между фотографией и художественным началом, но и в художественной части я не могу остановиться на одном материале. Мне интересно пробовать абсолютно разное и возвращаться к старому с новыми силами. 

— Что вас вдохновляет? Где вы черпаете новые идеи для своих работ? 

— Вдохновение у художника во всем. В лесу идешь: там грибочки, шишечки красивые, ягодки, листочки, какая-то коряга упала. На море – стеклышки, камушки, ракушки. Дома у меня все заставлено разными сухоцветами и другими природными материалами. Помимо маленьких вещиц вдохновляют, конечно, люди. Обычно, бывает, сидишь в автобусе или в очереди и разглядываешь их. С первого взгляда кажется, будто неприметная бабулечка, а у нее такая сложная и интересная судьба, и весь этот сильный характер, конечно, отразился в лице, в глазах. На графику с портретами вдохновляют люди. На натюрморты — природа. Вдохновение — это все, что вокруг: каждый закат, цвет, любая, казалось бы, мелочь. 

— Продаете ли вы свои работы? Где или как их можно приобрести сегодня? Пишете ли вы на заказ? 

Работы можно купить. Что-то я периодически выкладываю в социальные сети, но сейчас я работаю над созданием своего сайта. Собираю все работы, чтобы можно было посмотреть и выбрать понравившуюся, как в интернет-магазине, а также договориться о встрече. Продаются не все работы. Есть те, которые дороги сердцу и не хочется с ними расставаться, есть те, с которыми прощаешься с легкостью. Что касается заказов, бывает, хочется написать портрет, но чтобы это было с декоративной составляющей, или какую-то композицию сделать с предметами быта или натюрморт из предметов, которые дороги заказчику. Такое я рисовала, но на заказ портрет нарисовать я не берусь никогда, потому что это должен делать человек, который на этом специализируется. 

— Какие советы вы могли бы дать начинающим художникам? 

— Главный совет — больше работать творчески. Не только натюрмортами и натурой заниматься, а пробовать самостоятельно сочинять композиции, искать свой стиль, себя. Чем больше часов ты проводишь за творчеством, тем больше формируется что-то твое. Важно понять для себя, точно ли ты хочешь быть художником. Откликается это в сердце или нет, хочется ли сказать что-то миру или хочется держать все в себе. У всех разные пути, но с этим стоит разобраться. Я услышала интересную мысль Вячеслава Полунина. Он как-то сказал, что когда начинает заниматься новым проектом, он дает себе на это три года и по итогу этого достаточно, чтобы понять, стоит ли продолжать. Я себе даю не три года, а меньше — год. Если не перегоришь, то можно продолжить.

— Не скучно ли вам на Сахалине? Нет ли у вас ощущения, что творческая жизнь где-то там, в центре, а здесь мы в некой оторванности и окружены только узким кругом художников и артистов?

— Иногда не хватает большого творческого сообщества, но при этом понимаешь, что все же на  Сахалине хорошо. В Центральной России есть творческая тусовка, много выставок, фестивалей, театров, концертов, красивой архитектуры. Но, с другой стороны, мне нравится жизнь на острове тем, что здесь есть удачное сочетание культурной жизни и камерности нашего городка. У нас и новые пространства открываются, и интересные люди приезжают, и в целом правительство региона проводит большую работу по развитию культуры региона. Но в то же время маленькие расстояния позволяют организовать быстрое единение с природой: поехать в лес или на море. Иногда хочется поближе к центру России, но когда осознаешь все нюансы жизни в большом городе, ты понимаешь, что ты там, где ты должен быть.

РИА «Сахалин-Курилы».