— Анна, здравствуйте! Расскажите, как танец появился в вашей жизни? Напомните, как вы начали танцевать?
— Наша мама хирург-стоматолог и очень любит танцы. У меня есть сестра-близнец, и с детства мама включала нам музыку, и мы танцевали. С 4-5 лет она ставила нам небольшие постановки, и мы выступали на сценах с эстрадными и народными танцами. Если бы в те времена давалось хореографическое образование, как сейчас, она бы точно выбрала эту профессию.
В 9-м классе, когда встал выбор, кем стать, у меня было два пути: стать врачом, как мама, или пойти в танцы. Тогда мы с сестрой занимались хип-хопом и были настолько увлечены этой атмосферой, что решили пойти по этому пути. Нам было по 15 лет, мы узнали про сахалинский колледж искусств и поступили туда. Проучились мы 4 года, потом выпустились, начали работать. Я работала в хореографическом центре «Мечта» и параллельно поступила на заочное обучение в Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена на хореографию. И потом, уже работая с детьми, я ставила постановки, помогала шить костюмы и выступала со старшими детьми с народными танцами. Тогда директор сахалинской филармонии Илья Александров увидел меня, мои работы, ему понравилось, и он пригласил меня станцевать с «Диалогом» постановку «Белая Ворона». И после я перешла работать в филармонию.
— Расскажите, как вам работа с детьми? Какие плюсы вы для себя подчеркнули за это время?
— С детьми работать прекрасно, причем с любым возрастом. Так как сейчас я перешла на должность руководителя, времени стало намного меньше, и я ушла от детей только потому, что им нужен постоянный педагог, а я очень часто в разъездах — то гастроли, то обучение, то спектакли, — и я «вылетаю» на неделю, на месяц. Но они занимаются у нас, здесь, поэтому мы часто видимся.
Больше всего мне нравится, что можно делиться опытом. Есть накопленные знания за время учебы, работы с труппой, и так как у нас труппа работает по принципу постановочной и концертной деятельности, у нас нет времени обучаться, только самостоятельно. А с детьми можно делиться опытом, чему-то научить, взрастить подрастающее поколение. В будущем, к 2027 году, мы планируем запуск детской филармонии. Как раз к этому времени закончится строительство нашего нового здания.
— Расскажите, что вы успели сделать за время работы в «Диалоге»? Какие проекты были успешно реализованы?
— Вообще я работаю здесь пять лет и первые три года была балетмейстером, а потом, два года назад, меня перевели на должность руководителя. У нас очень много мероприятий, выступлений и программ. За последний год (весной 2023 года — прим.авт.) мы выпустили спектакль «Обаяние светлого прощания» под впечатлением произведений Марины Цветаевой. Постановщик Маргарита Красных, балетмейстер драмтеатра. Она нам его поставила, и я его веду. В начале августа 2023 года нас пригласили к участию в форуме «Острова». Там мы выпустили 16 номеров, в том числе в коллаборациях с другими коллективами и гимнастками. В конце августа началась постановка оперетты «Княгина Чардаша» совместно с артистами драмтеатра, хором филармонии и симфоническим оркестром. Параллельно с этим проектом шла подготовка к Восточному экономическому форуму во Владивостоке, выезд на который состоялся в начале сентября. Там мы успешно представляли Сахалинскую область и получили высокие отметки, в том числе от губернатора Валерия Лимаренко. После возвращения мы вновь продолжили работу над спектаклями: восстановление спектакля «Вера» — первая наша хореографическая поэма. Параллельно с этим меня пригласили работать ассистентом хореографа в Чехов-центр, и совместно с московским хореографом Ириной Корнеевой продолжалась постановка оперетты. Это был первый для нашего танцевального театра опыт работы с драматическими актерами, солистами из Магадана, Москвы и Санкт-Петербурга, хором филармонии и симфоническим оркестром. Получилась очень масштабная работа. В мае мы танцуем еще раз и приглашаем всех желающих.
— Чем «Диалог» уникален? Как происходит взаимодействие с другими творческими коллективами?
Мы — единственный в Сахалинской области театр танца со взрослыми артистами, которые имеют профессиональное образование и работают на должности «артист балета». На сегодняшний день все концерты филармонии украшены собственной хореографией. И это не приглашенные артисты, а свои. Мы работаем с каждым руководителем коллективов. С «Джаз Таймом» у нас отдельные отношения, с ними мы очень плотно работаем над спектаклями. С «Ковер-Бэндом» и вокальным квартетом «Голоса» мы регулярно делаем коллаборации. С дуэтом «Вишня» в апреле у нас выйдет совместная концертная программа, в которой мы представляем коллаборацию прекрасного вокала Дианы Головиной (в будущем и Арины Головиной тоже) и наши танцевально-пластические номера. Они не просто сами поют, мы им подтанцовываем, украшаем, делаем свои сольные номера. Александр Лопатин и «Дивертисмент» — это отдельная любовь. Классическая музыка, и мы всегда знаем, что туда идет танго, вальс, и это всегда получается у нас очень красиво, торжественно и без каких-либо проблем. Мы взаимодействуем со всеми коллективами и создаем уникальные выступления, которые радуют наших зрителей.
— Скажите, чем вы увлекаетесь помимо танцев? Что вас вдохновляет и дарит новые идеи?
— Я очень люблю сноубординг. Я хожу в школу, где нас обучают, мы прыгаем с трамплинчиков, катаемся в лесу. Pole sport — мое второе хобби, надеюсь в будущем станет профессией. Я трехкратная чемпионка Сахалинской области по спорту на пилоне. Здесь идет сбалансированное распределение физической нагрузки плюс качественный тренаж рук, ног. Надеюсь в будущем сдать на судейство. Плюс скоро у нас открывается академия цирка, думаю взаимодействовать с ними.
— Как вы оцениваете развитие культуры на островах в последние годы?
— Недавно Валерий Игоревич открыл стратегический совет, куда меня включили как хореографа от филармонии. Мы практически каждую неделю встречаемся и обсуждаем вопросы, связанные с культурой, с проектной деятельностью, все предстоящие масштабные мероприятия. Губернатор лично курирует и контролирует каждый проект, помогает с темами, с музыкой, знает весь репертуар. Это очень хорошо для области, потому что столько проектов мы не реализовывали никогда. Сейчас наш план и график расписан до 2027 года, и все мероприятия очень масштабные. В планах также вывозить наши коллективы и программы в Москву. Сейчас мы целиком и полностью заняты программой Георгия Зобова, и конкретно эту программу есть планы показать в Москве, чтобы продвигать сахалинских авторов не только в нашем регионе. Также в декабре у нас будет еще одна оперетта. Для «Диалога» это большой шаг, потому что мы участвуем в очень больших проектах. До этого мы просто занимались концертной деятельностью, сейчас у нас коллаборации с крупными учреждениями — Чехов-центр, СОРЦ, Центр молодежных инициатив, ОЦНТ, с гимнастками работаем постоянно.
У нас всегда есть гастроли. 22 апреля мы выпускаем музыкальный спектакль Георгия Зобова, 24 апреля едем на север — Ноглики, Александровск-Сахалинский, Тымовское. Там у нас коллаборация с коллективом «Вишня», и мы представим еще одну свою программу. В дальнейших планах у нас летом выпуск 20-минутного балета с Кириллом Ермоленко. В августе – форум «Острова», в сентябре, возможно, нас отправят представлять Сахалинскую область на ВЭФ. В октябре планируется премьера нового спектакля в сотрудничестве с Маргаритой Красных. В ноябре нас ждут концерты с коллективом «Ковер Бенд». И уже в декабре планируется выпуск оперетты «Летучая мышь».
Благодаря заинтересованности Валерия Лимаренко мы задействованы во всех крупных мероприятиях области. При небольшом составе, в количестве 10 человек, наша труппа активно участвует практически во всех масштабных проектах и концертах Южно-Сахалинска. Дальше – больше. В дальнейшем, в целях распределения нагрузки артистов и повышения уровня мастерства, мы с директором филармонии Ильей Александровым рассматриваем возможность расширить состав труппы до 20–25 человек. Надеюсь, Валерий Игоревич поддержит нашу идею. Ведь без «Диалога» никуда.