Напомним, что этой осенью страшный пожар уничтожил здание Хабаровского музыкального театра, пострадали инструменты, декорации, костюмы. «Огонь не оставил нам ни одного спектакля, — в приветственном слове перед показом поделился художественный руководитель театра Никита Туранов. — Зато мы поставили много новых». И «Метель», и «Мцыри» — премьеры, которые гости привезли на Сахалин после почти десятилетнего отсутствия.
При полном освещении и закрытом занавесе на сцену вышла женщина в строгом костюме и с книгой в руках. Не сразу стало ясно, что действие уже началось. Актриса обратилась к зрителям, как к ученикам, и начала вести урок по знаменитой поэме классика, затем произошла короткая сценка с молодой девушкой, современной школьницей, которая не смогла процитировать ни строчки из «Мцыри». После удара грома, заставившего зал вздрогнуть, «учительница» процитировала стихотворение Булата Окуджавы «Встреча» — и спектакль начался.
Старый монах принялся зачитывать знакомые строки, позже, хрипя и еле передвигаясь, на подмостки вышел главный герой. Актеры читали текст поэмы по очереди, из-за чего монолог перерос в диалог молодости с опытом. Со временем возникло ощущение, что оба артиста исполняли роль Мцыри. Грузинок на сцене также было две — помоложе и постарше, однако обе оставались бессловесными.
Первые сорок минут постановки на сцене происходило выразительное чтение. Конечно, Лермонтов — великий писатель, но все же зрителям не хватало действия, хаотичные передвижения по сцене не в счет. К чести гостей, стоит отметить, что иногда из-за кулис выходили актеры и танцевали без музыки, под речитатив, благодаря чему им удавалось удержать внимание зрителей, и все равно чего-то не хватало...
На 42-й минуте спектакля актеры Хабаровского музыкального (подчеркиваю) театра начали петь, и зрители наконец поняли, ради чего пришли на спектакль. Их голоса были такими глубокими и чистыми, что пробирались под кожу. Не важно, подходили ли добавленные композиции к сюжету, потому что сама история в тот момент потеряла значение, остались только зрители и музыка, которая вызывала мурашки.
Действие пошло активнее, а в эпизоде сражения с барсом Андрей Кучинский, сыгравший главного героя, продемонстрировал верх актерского мастерства, когда имитировал бой, взбираясь на вертикально стоявшие скамейки и падая в руки массовке. Хабаровчанам не потребовалась ни кукла животного, ни другой переодетый актер, чтобы показать ожесточенную битву между юным монахом и хищником. Мцыри дрался одновременно и с барсом, и со своими страхами, и с жизнью, масштаб действия был ограничен лишь воображением зрителей, потому что самого врага на сцене не было.
В финале свершилось чудо: Мцыри не умер, как должно было произойти по сюжету, а погиб его слушатель, старый монах, будто пожертвовал собой ради молодого человека, у которого впереди еще вся жизнь. В поэме Лермонтова однозначно скорбный конец, но Хабаровский музыкальный театр подарил зрителю надежду. Стена, которая на протяжении всего спектакля находилась за спинами персонажей, рухнула, из-за нее выглянуло солнце, обнимавшее склоны Кавказских гор. Зал отплатил гостям сполна овациями и восторгом, не зря остров ждал гастролей долгие годы – ожидания оправдались.
Ранее Sakh.online сообщал о премьере оперетты Штрауса-младшего, состоявшейся на сцене Чехов-центра. Постановка Сусанны Цирюк вызвала у зрителей двоякие чувства, но равнодушным не оставила никого.