В сказке известного уральского драматурга Анны Богачевой, которую представили на Большой сцене, знакомые новогодние персонажи — Снегурочка с Дедом Морозом, Леший, Кикимора, Баба Яга, — ведут себя не так, как мы привыкли. Завязка пьесы в том, что внучка Бабы Яги, Ежка, которая приехала на каникулы, устала, что ее никто не ценит, и захотела перевоплотиться в другую внучку — Снегурочку, любимицу сказочных персонажей. Из-за такого желания под угрозой оказался приход Новогоднего праздника.
Действие спектакля началось с двух снеговиков — они общались с зрительным залом, устраивали детям небольшие активности, тем самым сделав их частью истории. Вместе с гостями персонажи сказки позвали Деда Мороза, однако сделали это непривычным способом — отбивали знаменитый ритм из песни группы Queen. Вот тут-то и пришло понимание: утренник — нетривиальный и не только детский.
В основе сюжета пьесы лежит сверхзадача, предназначенная для Снегурочки и снеговиков, — встреча важного гостя, личность которого поначалу оставили в секрете. Внучка Деда Мороза вместе со своими слепленными из снега «охранниками» отправилась в путь, затем нам представили антагонистов истории — Бабу Ягу и Ежку. Как мы уже сказали, Ежка выразила желание занять место Снегурочки на торжестве и… получила горячую поддержку старшей родственницы. Яга тут же взялась помогать внучке, причем делала это не столько из типичного для нее коварства, сколько из любви к младшей, то есть уже в самом начале постановки предстала перед зрителями не в качестве воплощенного зла.
В этой сказке нет четкого деления героев на исключительно положительных и отрицательных, всем «злым» героям здесь дают вполне понятный и почти «человеческий» мотив — они хотят, чтобы их ценили, и стремятся избежать одиночества. Яга пытается угодить внучке, Ежка тянется ко всеобщему признанию, Леший жалуется на зиму, потому что скучает по путникам, которые теряются в лесу и развлекают его. Тем интереснее становится наблюдать, чем же закончится действие.
Да и сам Новый год в постановке очеловечен — он стал скромным маленьким мальчиком, которого нужно проводить на праздник, отчего знакомая всем фраза «встретить Новый год» приобрела дополнительный смысл. Но эта встреча проходит неожиданно: новая «Снегурочка», грубая и наглая Ежка, случайно пугает ребенка, он убегает и оказывается в компании Яги, Лешего и Кикиморы. Они оставляют его у себя, из-за чего празднику грозит опасность.
Нечисть в «Как стать Снегурочкой?» на самом деле не намерена испортить торжество, тоже хочет праздника: Ежки наряжают свой мрачный лес «игрушками» в виде жаб, затем, когда им в руки попадает Новый год, они произносят: «Никому не отдадим, сами будем отмечать».
Сверхзадача Снегурочки и снеговиков — не единственная сюжетная линия в постановке, также зрителям рассказывают историю Лешего, который «лет сто назад» сватался к Кикиморе и получил отказ. Лесной дух тогда так расстроился и зациклился на собственных эмоциях, что не задумался о причинах отказа, не попытал счастье снова, ему потребовались сто лет одиночества и помощь Яги с Ежкой, что повторно позвать Кикимору замуж. Благополучная развязка этого подсюжета происходит задолго до конца постановки и как бы заранее готовит зрителя к морали, которая прозвучит в итоге: важно думать и о чужих чувствах.
«Как стать Снегурочкой?» — лишь по формальным признакам походит на детскую сказку. Здесь понятный маленьким зрителям сюжет, яркие декорации, задорные танцы и вывод, который проговаривают прямым текстом. Тем не менее этот спектакль нельзя назвать таким уж простым, взрослым тоже не дадут заскучать. Так, в репликах героев скрыты двусмысленные шутки, рассчитанные на разную аудиторию, а большая часть диалогов Бабы Яги со внучкой построена на каламбурах, например: «Да Леший знает, где Снегурочка! О, у него и спросим». Подобные мелочи не делают постановку по-настоящему взрослой, зато вовлекают старшее поколение в действие, чтобы никто не вышел из зала без праздничного настроения.
Отдельным пунктом стоить отметить оригинальность костюмов и сценографии. Мы привыкли, что новогодние, тем более детские постановки выполнены в сине-красных или бело-серебристых цветах, а «Как стать Снегурочкой?» — спектакль в пастельных тонах. Например, Снегурочка носит розовую шубку, Дед Мороз — нежно-голубую. Елки на сцене — плюшевые, почти что зефирные, благодаря чему сказочный лес не просто красивый, а очаровательный.
«Добрые» и «злые» персонажи обитают в разных частях леса — светлой и мрачной, контраст между ними разительный, стоит отдать должное стараниям художника-постановщика. Причем декорации не столько сменяют друг друга, сколько сосуществуют: плюшевые ели поднимают, из-под них появляются мрачные деревья с красной подсветкой. Таким образом у зрителя создали ощущение, будто второй лес — аллюзия на подземное царство, в буквальном смысле «нижний» мир.
Спектакль Чехов-центра заканчивается не победой «хороших» над «плохими», потому что, опять же, истинного зла здесь не встретить. Детей в финале учат не тому, что добро всегда побеждает, а скорее тому, что даже оно может ошибаться. Основная мораль носит воспитательный характер: важно принимать свою неправоту, слушать других, не зацикливаясь лишь на себе. В итоге извиняться перед героями пришлось не Ежке, из-за которой чуть не произошла беда, а Деду Морозу, забывавшему приглашать нечисть на празднование Нового года.
«Как стать Снегурочкой?» вышел за рамки детской елки и, помимо новогоднего настроения, оставил в душе каждого зрителя действительно глубокую мысль. Его полезно будет посмотреть и взрослым, и детям, создатели постарались на славу, никого не обделив толикой внимания. Особенно приятно, что в преддверии праздника постановку показывают несколько раз в день.
Ранее Sakh.online сообщал о премьере другого новогоднего спектакля — оперетты «Летучая мышь». Шумный и яркий праздник оставил смешанное впечатление у зрителей.