Горка — это жизнь длинною в час, суровая, наполненная трагизмом, из-за которого хочется нервно посмеиваться, узнавая в героях и реальных людей, и даже самого себя. Кто не воскресал по утрам, как воспитатель Анастасия Витальевна? Кто не мечтал «рвануть» к морю посреди рабочей недели, как сварщик Олег? Кто из родителей не сетовал на необходимость совмещать и семью, и работу, как мама Димы? Знакомые ситуации встречаются в «Горке» на каждом шагу, из-за чего сопереживать героям не представляет труда.
Шмарина Анастасия Витальевна, молодая воспитательница в детском саду, предстает перед зрителем не менее отважной, чем упомянутый в пьесе герой генерал Карбышев, которого пытали холодной водой до смерти. Настю так же пытают, пусть другими способами: за зарплату в 15 тысяч рублей девушке приходится организовывать утренник для 25 детей и их родственников, причем заведующая детсадом, Зульфия Фаридовна, требует по истине «кремлевский» уровень мероприятия.
Воспитанники то болеют, то не могут выучить песню эскимосов, их родители не способны самостоятельно организоваться, медицинский и музыкальный работники наседают со всех сторон. Измотанная работой Настя не может отдохнуть даже дома — там ее ждет «любимый человек» Олег, для которого просмотр кино важнее эмоционального состояния девушки. При этом воспитатель то и дело возвращается к мыслям о насущном — к той самой горке. Нехитрая конструкция из снега предстает здесь в роли Дамоклова меча, который висит над героиней, где бы она ни находилась, расшатывая и без того нестабильную нервную систему.
Режиссер Марфа Горвиц использовала в работе над постановкой этюдный метод. Каждое утро в детском саду начинается с театральных зарисовок, которые актеры готовили самостоятельно, а посреди мирной атмосферы завтрака или гимнастики набирает обороты катастрофа — грядущий утренник.
Настя в исполнении Аллы Кохан на протяжении всего действия пребывает в состоянии нервного срыва — ругает всех подряд, кроме подопечных, кричит, а медработнику так и вовсе желает скорейшей смерти. При этом героиня не вызывает отторжения, потому что ее легко можно понять, в такой ситуации каждый взвоет в голос, Настя еще неплохо справляется, если учесть, какие страшные сны ей снятся и какие жуткие мысли приходят в голову. Алла Кохан настолько правдоподобна в этом амплуа, что, глядя на нее, еле сдерживаешь намерение встать со зрительского места и обнять несчастную женщину. Однако посреди этого кромешного ада вдруг возникает светлая фигура маленького Озода.
По сюжету на плечи хрупкой воспитательницы обрушивается новая проблема поверх старых — Озода не забирают из сада. Несчастный, всеми брошенный мальчик поначалу становится ее обузой, а затем превращается в друга. Настя не любит свою работу, но любит детей — настолько, что держится из последних сил, но не срывается на них. Оказавшись дома у работника дошкольного образования, Озод по-своему заботится о Насте: он накрывает на стол, слушает ее в отличие от Олега, даже пытается отвечать на ломанном русском языке. Весь мир девушки сосредотачивается на этом ребенке, в нем видится спасение от одиночества, поэтому, дойдя до точки кипения, Анастасия предлагает Озоду все бросить и сбежать вдвоем.
Насколько органична в своей роли Алла Кохан, настолько же очарователен Озод Дениса Кручинина. Мужчина под два метра ростом передвигается на коленях с изумленным выражением лица и мало походит на того кутилу Кручинина, которого зритель привык видеть, причем мастерски избегает ощущения наигранности травести. В этом видится преимущество репертуарного театра — артисты в рамках одного театрального сезона могут побыть совершенно разными, таким образом раскрыв свой талант. Сердце сжимается, когда Озод рассказывает о своей семье, где в присутствии папы нельзя даже мульки посмотреть, и невольно думаешь: с Настей ему было бы лучше.
Этот лучик надежды проникает в тяжелый быт Анастасии Шмариной всего на два дня, разбавляет серую жизнь, которая проходит между двумя шкафами — дома и на работе, а потом, в конце пьесы, пропадает снова. Тем не менее ситуация чудесным образом налаживается: все, кого Настя считала кровопийцами и врагами, неожиданно собираются во дворе детского сада. Все вместе они строят горку, которая «растает к весне». С одной стороны, драматург намеренно выбрал не такую уж масштабную цель, чтобы уменьшить патетичность сюжета, с другой же стороны, зрителю близок этот ежедневный «мелкий героизм».
Жанр у постановки специфический — драматический хорал, хотя периодически звучит многоголосье. Хор выпевает авторские ремарки, тем самым помогает развеять гнетущую атмосферу обыденности. Именно благодаря такому контрасту между формой и содержанием получается оставить в душах зрителей приятный осадок, находка московского режиссера Марфы Горвиц исключительно удачная. Партитура хорала — оригинальная, ее разработкой занимался композитор Дмитрий Власик.
«Горка» — это и хвалебная ода работникам сферы образования, и сочувственное похлопывание по плечу всем, кто так же, как Настя, находится на грани срыва, и гротескная картина современности с нецензурной лексикой, руганью, нежеланием или неумением вникать в чужие проблемы. Юмор в этой картине горький, с надрывом, а все же смех побеждает желание обнять главную героиню и заплакать вместе с ней. Если уж Настя справилась со строительством горки, то и мы справимся тоже.
Ранее Sakh.online сообщал, что в Южно-Сахалинске состоится концерт симфонического оркестра под управлением художественного руководителя и главного дирижера Тиграна Ахназаряна «Новый год по восточному календарю». Мероприятие проведут 28 и 29 января, гостьей программы станет ведущая солистка Мариинского театра Цветана Омельчук.