Лампочка в темном царстве: рецензия на постановку «Гроза» Чехов-центра на Сахалине

16 января , 12:01КультураФото: пресс-служба Чехов-центра

Премьера «Грозы» в Чехов-центре прошла 21 октября 2018 года. В сезоне 2018-2019 годов спектакль номинировали на театральную премию «Золотая Маска» пять раз — оценили работу режиссера, актеров второго плана, художника. За прошедшие годы в постановке сменились несколько артистов, а восторженные отзывы не смолкают по сей день. В чем принципиальное отличие спектакля Чехов-центра от классического произведения, порассуждала наш корреспондент.

«Гроза» так же далека от Островского, как 2150 год, заявленный периодом действия. Из текста оригинальной пьесы убрали всего несколько реплик, больше добавили новых — в основном это шутки или маркеры «будущего», однако произведение, сохранив сюжетную канву, вышло другим: иное восприятие персонажей, иные обстоятельства, иные темы и эмоции. «Грозу» Чехов-центра можно назвать в равной степени и примером виртуозной работы с материалом, и самостоятельным спектаклем, не привязанным к классической пьесе.

Иные персонажи

Темное царство у Островского — гиблый городок у Волги, где люди разучились думать, мечтать, чувствовать. Жители вымышленного Калинова покрывают друг друга ругательствами, а не разговаривают, избивают домочадцев в качестве развлечения, из-за скупости событий в жизни вызывают жалость пополам с отторжением.

В спектакле же калиновцы вышли тоже другими – без преувеличения пугающими. По сцене бродит толпа юродивых, очарованных жестокостью основных персонажей, жаждущих ее. Кабаниха и Варвара представлены скорее как инфернальные сущности, чем настоящие люди, обе смеются дьявольским смехом и воплощают собой самые низменные пороки. И это при том, что их реплики использованы по тексту.

Кабаниху сыграла актриса Наталья Красилова. Подала персонаж роскошной женщиной, которой не чужды страсти, которая умело соблазняет кума, при этом держит в страхе окружающих не жестокостью, а силой характера. Хотя Красилова шла строго по тексту, перед зрителем предстает обновленная героиня, отличная от книжной мощной экспрессией. Смотришь на нее — и восхищение смешивается со страхом, когда она берет в руки плеть.

Фото: пресс-служба Чехов-центра

Варвара же в исполнении актрисы Анастасии Солдатовой превратилась из недалекой подельницы в чертенка, который соблазняет Катерину бездной порока. Но в отличие от книжного персонажа наша Варвара – сильная и почти такая же властная, как мать.

Сама Катерина, которую сыграла Алла Кохан, откровенно сходит с ума по ходу развития действия. Там, где у Островского она походит на нежную мечтательницу и ранимую барышню, у режиссера-постановщика Александра Созонова персонаж неуравновешен, тянется к смерти вполне осознанно. По мере развития конфликта Алла тоже, как и Наталья Красилова с Анастасией Солдатовой, приобретает дьявольские черты — она носится по сцене, кричит, выпускает наружу внутренних демонов. Отчасти именно из-за ее тяги к самоубийству в финале постановки смерть Катерины не производит того же эффекта, что в пьесе. Героиня получила желаемое, покинула тяготившие ее обстоятельства, оставив супруга мучиться в одиночестве. Катерина умерла — и вышла победителем из боя с Кабанихой, за нее можно только порадоваться. Судьба персонажа перестала быть такой уж трагичной и уже не вызывает прежнего сочувствия, к ней, скорее, испытываешь уважение, поскольку она осталась независимой, пусть ценой собственной жизни.

Режиссер-постановщик умело обыграл название критической статьи Добролюбова, ставшее крылатым выражением. Катерина в его «Грозе» — лампочка в темном царстве, не метафорический свет, а буквальный. С ее гибелью на сцене воцаряется мрак. Алла Кохан выкрутила одну из лампочек в декорации и пошла с ней по сцене, причем свет не погас в ее руках.

Иные обстоятельства

Действие происходит в будущем, украшенном маркерами настоящего — телефонами, современными костюмами с вкраплениями традиционных орнаментов. Основная часть спектакля — это прямой эфир с камеры, выведенный на полупрозрачный экран. Сложно сказать, в чем был смысл ставить классический текст именно в таком виде.

Некоторые нововведения — например, демонстрация с транспарантами — добавили произведению актуальности, сделали его, пусть отчасти, социальным комментарием. А вот элементы влога изменили не столько содержание, сколько форму. «Гроза» стала походить на шоу в интернете, отчего показалась зрителю и ближе, и запутаннее одновременно. Мы как бы понимаем, что происходит, но не можем правильно интерпретировать, зачем. Как раз образовавшееся богатство возможных интерпретаций и делает спектакль уникальным, его хочется обсуждать, делиться предположениями.

Иные эмоции

Иногда не понимать приятнее, чем знать наперед каждое действие. Все читали «Грозу» в школе, все хотя бы примерно представляют ее сюжет, он уже не вызывает особого интереса, однако Александр Созонов, не отойдя далеко от текста, смог сотворить нечто неожиданное, свое. В спектакле, помимо основного действия, каждую секунду происходит что-нибудь эксцентричное, благодаря чему удается создать интригу. Так, например, из зрительного зала вылавливают русалку, Варвара вдруг выдает рекламную интеграцию выдуманных товаров, а Кудряш, которого блестяще сыграл Руслан Алямшин, начинает говорить на китайском. Зритель не знает, зачем, но жадно следит за происходящим, надеясь понять — и каждый придумывает собственную трактовку.

Фото: пресс-служба Чехов-центра

Помимо неожиданных шуток и вставных эпизодов, в «Грозе» Александра Созонова также появились песни, которые исполняют, по большей части, юродивые. Пронзительные композиции создают настроение в сценах. Например, Варвара поет о том, как не хочет возвращаться домой, затем к песне присоединяются другие персонажи — и начинается самый настоящий шабаш вольной молодежи.

Благодаря превосходной актерской игре и нововведениям «Гроза» вызывает восторг, который не портится от непонимания. Это цельное произведение, его нельзя обвинить ни в пренебрежении оригиналом, ни в тщетных попытках осовременить знакомый сюжет. К спектаклю хочется вернуться, чтобы получше вникнуть в задумку режиссера, обсуждать его, делиться соображениями. Он не однозначный и уж точно непростой для восприятия, тем и интересен.

Ранее Sakh.online сообщал, что в концертном зале «Симфония» в Южно-Сахалинске состоялся концерт Российско-китайского симфонического оркестра и хора. Исполнители из Санкт-Петербурга прибыли на Сахалин впервые и остались довольны встречей со зрителями.

Авторы:Анастасия Сидорина,Сергей Красноухов