— Отец Сергий, здравствуйте. Расскажите о своем пути к православию. Как вы пришли к вере?
— Я был крещен во взрослом возрасте, после армии, в 23 года. Но нельзя сказать, что я жил в атеистической семье. Большой воспитательный эффект в религиозном плане произвела на меня моя прабабушка, которая часто приезжала к нам в гости в город. В меру своего образования, она была женщиной простой, но мудрой, и рассказывала то что я у других людей услышать не мог, про Бога и вечную жизнь. Именно она посадила это зернышко веры. Помню себя еще ребенком, в дошкольном возрасте меня сильно волновали вопросы бытия. Сам себя спрашивал, пытался искать ответы у взрослых, чем ставил их в тупик.
Единственная, кто мне отвечал на вопросы о том, зачем я здесь живу, что будет со мной после смерти — это моя прабабушка. Меня никоем образом не устраивала мысль, что я живу, а потом раз — и меня нет. Выключили лампочку и все.
Читал всегда очень много, особенно увлекала фантастика. В советское время религиозная литература была под запретом и существовала только в специальных библиотеках. У прабабушки была Библия, но с собой она ее не брала, поэтому я не был лично знаком со Священным писанием. Тем не менее, прабабушка рассказывала мне что-то из апокалипсиса Иоанна Богослова о грядущих событиях и войнах, о будущем безумстве человеческом. Много она рассказывала о жизни до революции, что опять же вызывало диссонанс, потому что противоречило официальной риторике. Впоследствии бабушка отошла в мир иной и уже не с кем было поговорить на все эти темы.
Затем буйство мира и подростковый период, армия, перестройка, все другое. Какие-то запреты были сняты. На книжных развалах и в магазинах стала появляться разного рода оккультная литература, иногда религиозная, но ее было очень мало. В основном — сектантская и эзотерическая. И как человек, пытающийся понять проблемы бытия, я стал искать ответы, не зная, что это не есть хорошее чтиво. Тогда мне казалось, что это тоже духовная литература и погрузился с головой в чтение. Ушел в различные практики, но без перегибов. Через это тогда проходили многие. Со временем пришло понимание, что все это иллюзия истины и заблуждения. Все эти книги не давали ответ на главные вопросы. Все, о чем они говорят, — поверхностно. Основные темы — это гордыня и эгоизм, а поистине важных тем о том, кто я, где я, и куда, и главное зачем я иду — нет. Потом мне в руки попались Евангелие от Матфея отдельной брошюрой и Новый Завет полностью, которые меня очень сильно потрясли.
— Когда вы стали священнослужителем? Расскажите, как это произошло?
— Приехав на Сахалин в конце 1992 года, был очарован морем, природой и увидел возможности для коммерческого бизнеса. Пришло решение остаться на острове. Впервые я пришел в храм в городе Иркутске, откуда я родом. Там и крестился. Здесь, на острове, у меня возникла внутренняя необходимость быть в Церкви и структурировать свою жизнь. Общий хаос требовал найти точку опоры. Тогда, во время джинсов и жвачки «бубльгум», требовалось что-то незыблемое, вечное. Этого сильно требовала душа.
Внешне казалось, что все хорошо, был успешен, а внутри пустота, и наполнить ее можно только Богом и верой. Стал ходить в храм святителя Иннокентия Московского на улице Пограничной. Тяжело было себя приучать к храмовой дисциплине, но постепенно это стало главным делом. Позже меня заметили иеромонах Стефан (Шандрюк) и иеромонах Александр (Зарубин), беседы с которыми на меня сильно повлияли. А монахиня Елена, стала просить чаще участвовать в бытовой жизни храма. И в 1995 году получил предложение рукоположения от владыки Аркадия, но решили повременить, так как супруга была беременна вторым ребенком. Мое решение уйти в церковную жизнь стало для жены потрясением, и мы решили дождаться рождения малыша перед столь важным шагом. Спустя два года, в 1997 году, владыка Аркадий рукоположил меня в сан священника и направил служить на Итуруп.
— Как проходило открытие первого храма на Итурупе? Кто оказывал вам помощь и поддержку?
— На Итурупе храма не было. Нашу семью поселили в гостинице, где были огромные тараканы. Приходской квартиры на тот момент не было. На дворе промозглый ноябрь. Жена была в ужасе от увиденного. Серость, дождь каждый день, грязь. Через неделю руководство «Гидростроя» пошло нам навстречу и выделили одну из служебных квартир, где была самая необходимая мебель.
Помещения для храма не было, обратился к руководству отделения связи и попросил выделить комнату в их административном здании. Так, в этой комнате полгода был приход. Помещение было неудобным, там нельзя было служить Божественную литургию, и я взял себе правило ходить по разным учреждениям и беседовал с людьми. Просил о какой-то помощи, оформлял документы, заодно разговаривал, дарил книги, рассказывал о приходе. Перед Пасхой выделили другое помещение в здании «Рыбкоопа», но это опять же был бывший офис. Еще два года, до 2000 года, мы служили там.
Во время подготовки к юбилейной службе Рождества Христова на Итуруп приехал губернатор Игорь Павлович Фархутдинов, с которым мы были знакомы лично. Тогда совещание проходило в местной ДШИ, где присутствовала вся администрация. Общаясь сказал, что у нас до сих пор нет подходящего помещения, после чего глава региона поручил мэру найти нам здание для обустройства храма. На тот момент освободилось здание бывшего краеведческого музея, так как там полностью не помещалась экспозиция, и они нуждались в больших площадях. С радостью принял предложение, но у нас не было никаких средств на проведение ремонта и обустройства храма. Со временем, с помощью людей нашли строительные материалы и спустя два месяца переехали в новое помещение. И по сей день храм там и находится.
— Как складывалась миссионерская деятельность на Итурупе? Были ли сложности, учитывая, что тогда вы были единственным православным священником на острове?
— На Итурупе пробыл почти шесть лет. Так получилось, что в советское время на остров приезжало много жителей западнорусских земель, которые уже были знакомы с верой на бытовом уровне. Тем не менее, из-за отдаленности и некой изоляции от материковой части, жители немного видоизменяли общепринятые церковные каноны. Некоторые разучились молиться, кто-то ни разу не был на исповеди. Не могу сказать, что прививал православие, как апостол, скорее направлял и помогал прихожанам. Мы очень сплотились с курильчанами, вместе отмечали многие праздники, следили за храмом. Все было хорошо, со многими жителями мы до сих пор общаемся.
— Когда вы вернулись на Сахалин? Как в это время складывалась ваша семейная жизнь? Приняла ли жена ваш выбор и прониклась ли она верой также как и вы?
— Владыка Даниил приехал на Итуруп в 2001 году во время одной из поездок с губернатором, посмотрел как устроен наш быт и предложил вернуться на Сахалин. До 2010 года я служил вторым священником в храме святителя Иннокентия, митрополита Московского. Моя жена также пришла к вере. Она моя надежда, опора и верная помощница. Сегодня она является руководителем хора и Воскресной школы на приходе, так как имеет педагогическое образование, а также воспитывает наших пятерых детей.
— Отец Сергий, в настоящее время вы являетесь настоятелем единственного на Дальнем Востоке патриаршего подворья. Расскажите, чем оно отличается от других храмов?
- С 2010 года и по настоящее время, я являюсь настоятелем Патриаршего подворья храма святого благоверного князя Александра Невского в селе Троицком. Проект по возведению Храма был утвержден и начал свое воплощение в жизнь в 2008 году. Я принимал непосредственное участие в проектировании, выборе площадки и строительстве храма. Достаточно быстро, с опережением графика, шло строительство. И уже 20 сентября 2010 года Чин малого освящения нового храма совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Подворье – это особый административный статус. Наша община подчиняется непосредственно Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Административная, хозяйственная деятельность, по благословению Святейшего Патриарха, осуществляется под началом архиепископа Южно-Сахалинского и Курильского Никанора.
— Почему для строительства подворья выбрали Сахалин? Как возникла идея создания подворья в островном регионе?
— Изначально программа строительства подворий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в регионах была принята Фондом Андрея Первозванного в рамках проекта «Рубежи России». По благословению Святейшего Патриарха организаторы проекта, запланировали возвести четыре храма по границам России. Были выбраны четыре географические точки: Соловецкие острова на севере острова Анзер, юг — это Владикавказ, на западной части выбрали Калининградскую область, город Балтийск, который исторически был нашей землей, а на Востоке долго выбирали между Камчаткой, Приморьем, Хабаровском, Владивостоком, но остановились на Сахалине. Тогда же организаторы из Фонда Андрея Первозванного обратились к Патриарху, чтобы придать этим храмам статус патриарших подворий. Мы совершаем в этих храмах молитву, а Господь по своей милости помогает нам сохранить рубежи нашей Родины.
— Как организована приходская жизнь подворья? Сколько прихожан на сегодняшний день посещают богослужения?
— Как и любой другой приходской священник, я делаю все то же, что и в других храмах. Мы крестим, исповедуем, причащаем, беседуем, вразумляем, утешаем, наставляем. Сложно определить сколько человек являются прихожанами нашего храма. Многие люди не каждое воскресенье могут прийти на службу. Если человек пропустил службу на этой неделе, значит придет на следующей. На праздничные дни, такие как Рождество, Крещение, Пасха, Троица, и дни особого поминовения усопших, число прихожан значительно увеличивается. Иногда бывает и 150, и 250 человек. Несмотря на то, что храм не городской, а поселковый, приезжает много людей из областного центра.
— Ведет ли подворье просветительскую и образовательную деятельность? В чем заключается ваша миссионерская задача?
— Самая основная образовательная программа — это воскресная школа. У нас с 2012 года работает школа «Березка». Возрастная категория с 4 до 14 лет. Педагоги работают с детьми по специальным разработанным программам. При воскресной школе организован кукольный театр и театральная студия, но они работают не на постоянной основе. Дети совместно с родителями писали сценарии, шили кукол и изготавливали декорации для театральных постановок своими силами. Спектакли воскресной школы показывались в детских садах, детском доме села Троицкого, и воскресных школах Сахалинской епархии. Был опыт участия в Фестивале домашних театров кукол.
На базе Воскресной школы, два раза в год проводятся благотворительные ярмарки. Дети и родители, приносят в дар и реализуют изделия своего творчества.
Вырученные средства направлялись на помощь семьям, находившимся в тяжелой жизненной ситуации.
После начала специальной военной операции мы, как и многие другие храмы, собираем средства, медикаменты, вещи, шьем несессеры, куда можно складывать лекарства, и которые удобно хранить в вещмешке. Наполнение их по списку, который нам выдало Министерство обороны РФ.
—Южно-Сахалинская и Курильская епархия отмечает в этом году 30-летие. Это время осмысления пройденного пути, в котором роль православного человека определяется стойкостью мировоззрения и неустанной благотворительностью. Отец Сергий, что, на ваш взгляд, необходимо каждому человеку осознать для спасения своей души и жизни вечной?
— «Без Бога не до порога». Человек должен осознать, кто он, говорящая обезьяна, инфузория-туфелька, которая должна потреблять «барбариски», или он Образ и Подобие Божие. Человек — это гораздо больше, он должен полюбить себя как личность, как задумку и проект Бога, а не как человекообразную обезьяну. Это может быть грубо, но в этой парадигме содержатся все человеческие проблемы. Все комплексы, нестроения и проблемы именно от того, что человек не может ответить на вопрос, кто он?
Нужно полюбить себя, как задумку Бога, понять, что внутри есть вечная, бессмертная душа, уникальная личность, свобода, и что ты настолько любим Богом, что ради тебя он пришел в этот мир, чтобы пострадать, взойти на крест, претерпеть распятие и освободить тебя от власти смерти. Это мы должны понять. Мы должны полюбить себя как человека и выполнить свою миссию, доверенную Богом.
Для того, чтобы не только называться человеком, но и стать им необходимы воля и время, которое порой охватывает все отмеренное время жизни. Именно к этой человечности мы должны подойти. Это можно сделать только с Божьей помощью. Но без внутреннего решения не будет движения. Важно определить для себя, кто ты, и для чего ты здесь живешь. Чтобы жить в полноте божественного предопределения нужно суметь найти ответ на этот сложный вопрос.
РИА «Сахалин-Курилы».