— Наталья, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, в каком направлении вы работаете? Совсем скоро вы отмечаете 50-летний юбилей творческой деятельности, как менялось ваше видение за эти годы?
— Я закончила Хабаровский педагогический институт, художественно-графический факультет, а учитель рисования должен уметь многое. Уже во время учебы мне захотелось многому научиться, знать и уметь больше, чем это требуется по программе. Я стала много рисовать, посещала разные факультативы, занятия: глина, эстамп, батик, точеная игрушка, кинодело. Дипломную работу я делала по графике, сегодня я в основном художник-график. После окончания вуза было распределение, и я выбрала село Бабстово в Еврейской автономной области. Я никогда не жила в деревне, и мне захотелось посмотреть, что это такое. Там я стала работать в школе, где преподавала рисование, черчение и труд, а также вела кружок, где мы занимались резьбой по дереву и другими видами творческой деятельности. Там же я создала историко-партийный музей, ездила по Ленинскому району ЕАО — встречалась, общалась с людьми и собирала предметы истории и старины. Конечно, я скучала по родному Сахалину, и, когда меня пригласили на работу в художественную школу в Южно-Сахалинске, я вернулась в 1982 году. И по сей день продолжаю жить и работать на Сахалине.
Еще со времен института мне нравились народные ремесла и промыслы: я расписывала деревянные изделия и игрушки, в художественной школе преподавала керамику и скульптуру, декоративно-прикладное искусство. Периодически у меня возникали новые интересы, соответственно, и новые работы. Появились глиняные игрушки — свистульки, большая коллекция моих игрушек и свистулек хранится в фондах художественного музея, как и коллекция графики и живописи. Сейчас на конкурсе «Сахалинская Афалина» я получила первое место в номинации «Аборигены Сахалина». Я сделала графику фломастерами, но не на бумаге, а на холсте. Три мои работы получили высокую оценку жюри. Сейчас я соединяю живописные материалы с графическими.
Я часто думаю о том, как много всего хотелось бы сделать и попробовать. Но на все времени не хватает, приходится выбирать.
— А как вы стали художником? С чего начался ваш путь?
— Я не могу сказать, что я рисовала с ранних лет. Я увлекалась разным и мне все хотелось попробовать. Я ходила на кружок по химии, занималась баскетболом и лыжным бегом, ходила на занятия по фотографии во Дворец пионеров. Потом моя подружка из класса предложила записаться в художественную студию. Рисование меня не то чтобы привлекало, но в школе я с большим удовольствием делала разные плакаты и стенгазеты. Мне нравилось сочетать разные материалы и создавать коллажи. Так мы попали на занятия к Надежде Александровне Кройт. Потом я случайно познакомилась с педагогом из детской художественной школы Раисой Самойловной Цеха, и она пригласила нас в «художку». Меня настолько увлекла атмосфера и новые знания, что я стала ходить на занятия каждый день. Учеба тогда длилась четыре года, а я отучились только два года. Но все же я получила диплом с отличием, потому что сделала за это время очень многое. Догнала, а может, и перегнала других учеников.
Сразу художником я не мечтала стать… После окончания школы в 1972 году я поехала в Хабаровск. Страшно было ехать одной. На тот момент мы с мамой были на материке лишь однажды. И я решила вместе с несколькими одноклассниками поступить в Хабаровский институт народного хозяйства, который тогда только открыли. Но когда я поняла, что всю жизнь мне придется работать на счетах и считать деньги, я передумала и решила пойти на курсы в политехническом вузе на отделении архитектуры. Хотя черчение я плохо знала, я быстро освоила проекцию и другие технические особенности. Но я опять поняла, что не смогу всю жизнь чертить чертежи, планы и строить одинаковые дома-коробки. Я опять забрала документы, и моя преподаватель из художественной школы предложила мне поступить в педагогический вуз на худграф, где она сама когда-то училась. Она провела мне экскурсию по пединституту. Я увидела картины, развешанные на стенах, отчетную выставку студентов, кабинеты, где изучали специальности, и мне так все это понравилось, что я тут же подала документы.
Учиться было очень интересно. И уже с 1974 года я стала выставляться на молодежных выставках. Я много рисовала с натуры — город, выездные пленэры. И, когда подавала документы, подумала: буду я педагогом или художником — не знаю, но учиться мне будет интересно, а там уж как жизнь распорядится. Но так вышло, что я и педагогом стала, и художником. В художественной школе я проработала 15 лет. Затем в качестве художника работала в краеведческом музее, где получила большой пласт знаний по аборигенам, по истории Сахалина. А потом увлеклась работой в книжном издательстве и сделала несколько книг со своим оформлением, работала в Чехов-центре, в театре кукол в качестве художника-сценографа. Мне интересно было во всем себя попробовать, смогу ли я? И у меня получалось!
— Многие знают вас как создательницу «Музея медведя». Как к вам пришла эта идея? Как сложилась судьба проекта?
— «Музей медведя» был моим маленьким желанием сделать на Сахалине что-то необычное, нашу фишку. На гербе Южно-Сахалинска два медведя, в лесах полно медведей, и мне захотелось создать что-то уникальное, связанное с этим образом. В моем «Музее медведя» были соединены знания о медведях, все об истории, культуре, быте русского человека, русских ремеслах и промыслах. Образ медведя мы встречаем и во всех русских сказках, игрушках и народном творчестве. Я подумала: Сахалин заселяли переселенцы со всех уголков России, и они привозили на остров свою культуру. Я стала собирать предметы со всей страны, из тех мест, где эти промыслы существуют до сих пор. Поэтому музей был наполнен предметами русских мастеров со всей страны.
Сначала был выставочный проект «Медвежьи потешки». Мы открылись в 2007 году в выставочном зале Союза художников. Потом мы переехали в городской парк, в избушку возле озера, где и открыли «Музей медведя». В 2010 году я получила грант президента России на развитие музея. Изначально я создала русскую избу с тремя медведями. Иллюстрация знакомой всем русской сказки стала центром музея. А саму избушку я населила старинными предметами, которые привозила со всех уголков России: прялка, горшки, веретенца, одежда, — все это рассказывало о русском человеке. Потом здание, где располагался музей, снесли, и нам предложили место в «Сити Молле». Тогда нам очень помогла администрация торгового центра, и на огромной площади всего пятого этажа мы сделали настоящее «Медвежье царство»: бурелом, берлогу, установили настоящее чучело медведя, открыли тематические зоны о промыслах и ремеслах России. Но со временем я поняла, что готова передать это в руки другой команды. Мне как художнику столько еще хотелось рассказать людям, что я решила обучить людей, которые продолжат мое дело. Но когда уходит заинтересованное лицо, все меняется. В конечном итоге все передали музею книги А. П. Чехова «Остров Сахалин». Помещение маленькое, там разместилась пока небольшая часть музея. 10 лет я создавала «Музей медведя», ушла в 2015 году, и за эти восемь лет у меня произошел большой виток в творчестве.
— Вы очень много путешествовали по Японии. Какие поездки были самыми запоминающимися?
— Впервые я попала в Японию в 1992 году. Туда по приглашению направили делегацию от Дальнего Востока, в составе которой были представители различных сфер. Это была дружественная поездка с целью поговорить о мире, о творчестве, медицине и других важных вопросах, касающихся обеих стран. Все, что я увидела в ту поездку, и столь теплый прием меня невероятно поразили. Мы путешествовали по всей Японии, гуляли по достопримечательностям, узнавали людей и культуру наших соседей. Я никогда не видела Японию, только по картинкам, творчеству: у меня всегда были сборники стихов японских поэтов. Хокусай, Хиросиге — мои любимые художники. Именно тогда, в 1992 году, я влюбилась в их культуру и страну.
Затем в 1996 году к нам в Союз художников пришли представители общества «Япония — страны Евразии». У них появилось желание сделать выставки сахалинских художников на Хоккайдо. Они выбрали шестерых художников, и я была в их числе. Спустя полгода я получила приглашение и повезла с собой живопись и графику. В подарок я оставила значительное количество графических работ. Затем были и мои личные поездки, и по различным приглашениям, в том числе от Японского Фонда в 2001 году, университета Хоккайдо в 2013 году. С обществом «Япония — страны Евразии» я дружу много лет и неоднократно ездила туда по их инициативе. В 2018 году был год Японии, и я придумала выставку и назвала ее «Кокеши и русская матрешка». Я собираю кокеши — это аналог нашей русской матрешки, только ей уже больше тысячи лет. Это деревянные точеные куклы, которые являются олицетворением человека. Их делали из цельных брусков, после чего расписывали. Сейчас в моей коллекции более 80 кукол. Некоторых мне дарили японцы, каких-то я покупала в антикварных лавках. Они приходили ко мне разными способами.
Помимо традиционных кукол, на выставке были живопись и графика о Японии и русских городах. Я хотела сопоставить русскую и японскую культуры. Да, политики делят острова, а нам важно, как мы живем, важен обмен знаниями и культурой. Я с теплом вспоминаю все те поездки и людей, с которыми мне удалось познакомиться и стать друзьями. Выставка «Кокеши и русская матрешка» с большим успехом экспонировалась еще в музеях Корсакова и Невельска.
— В 2010 году вы организовали в Невельске фестиваль обжига под открытым небом «Огни Дземон». В чем идея мероприятия и как шла организация столь необычного проекта?
— У меня был творческий проект совместно с японской художницей-керамисткой Окаи Хитоко. Она жила на Кюсю, и изначально, еще до того как познакомились очно, мы задумали провести совместную выставку на Сахалине. Я с удовольствием приняла ее приглашение и два месяца провела у нее в гостях на Кюсю. В ту поездку я сделала множество набросков, зарисовок, немного этюдов, наблюдала за работой Окаи, провела там свои выставки (я привозила свою графику).
А затем она прилетела к нам на Сахалин. Выставка «Лес Тоторо» стала первым совместным международным показом работ двух художников с Сахалина и Японии. Несмотря на всю сложность, она привезла сюда свою керамику, а я подготовила свои картины. Тогда же, во время круглого стола, я узнала, что в корейском самолете, который сбили в 1983 году над островом Монерон, летели ее сын и невестка В память о них она стала делать в Японии обжиг керамики под открытым небом под названием «Древние огни Дземон». По легенде, по этому огню души умерших, которые не нашли пристанища на земле, должны найти дорогу домой. И я решила обязательно перенести этот огонь любви и памяти на Сахалин и посвятить его памяти погибших в разных катаклизмах: цунами, землетрясения, пожары, наводнения и другие бедствия. Это костер единения, дружбы, искусства, культуры — то что делает человека человеком. Невельск поддержал нашу идею, потому что там установлен памятник погибшим в этой авиакатастрофе. В 2010 году прошла первая церемония обжига, к которой мы готовились год. Десять лет проводили мы фестиваль, но из-за пандемии коронавируса мероприятие отменили. В следующем, 2024 году власти Невельска хотят возобновить фестиваль и приурочить его ко Дню города.
— Недавно у вас состоялась первая персональная выставка в Ярославле. Расскажите, как все прошло? Какие еще мероприятия запланированы на ближайшее время?
— Да, в этом году весной у меня была персональная выставка в Ярославле, и это первая персональная выездная выставка сахалинца на «Большую землю». Большая сложность заключается в транспортировке и подготовке работ в для выставки, а их было больше ста. Небольшую финансовую помощь в оформлении работ для выставки мне оказали министерство культуры и архивного дела Сахалинской области, музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин». Были очень хорошие отзывы посетителей о выставке, в СМИ и, как следствие, меня пригласили в два других места. В марте–апреле будет открытие в самой красивой деревне России — в селе Вятском под Ярославлем. Это своего рода деревня-музей, где часто можно встретить российских знаменитостей. Затем меня ожидает город Рыбинск. Их очень заинтересовала моя выставка «Привет с Сахалина», где представлены работы на рыбную тематику, корабли и прочее.
Также в этом году я была на академическом пленэре в Угличе при Алексеевском монастыре «Под сенью Дивной», который устраивала Академия художеств. Посвящен он был памяти художника Е. И. Зверькова. Всего туда пригласили десять художников со всей России, и я имела честь быть в их числе.
В следующем году будет уже 35 лет как я состою в Союзе художников России. Получается, я ровесница нашего сахалинского отделения Союза художников. Будет много разных юбилейных мероприятий, но еще я запланировала выставку «Начало творческого пути». Я хочу показать, с чего художник начинает работать: наброски, эскизы, зарисовки, путешествия, в которых художник накапливает материал. То, что потом становится картинами. Это называется «кухня художника», и редко такое выставляют. Я жалею, что после первой юбилейной выставки в 2003 году я выкинула очень много подобных работ. Я подумала: «Кому они нужны и зачем?». А сейчас достаешь старые работы и видишь, как это было интересно и необычно. Планов и проектов впереди еще много — на сколько хватит сил, энергии и жизни.
— Над чем вы работаете сейчас? Что вас вдохновляет и дарит новые идеи?
— Я очень люблю рисование с натуры. Сейчас, со временем, я стараюсь работу начинать и сразу же заканчивать: простота, легкость графики, и она имеет законченный вид. Я стараюсь, чтобы работа с натуры сразу была законченным произведением, и ее можно было выставлять. Часто эти натурные рисунки я потом осмысливаю и создаю работы, которые являются результатом видения и знаний. Это хороший результат, когда натура соединяется с домыслами, вымыслами и фантазиями Мне все интересно. Недавно я ездила в Чехов. Сейчас село заброшено, заводы развалены, дома пустые. А в 1984 году мы ездили туда на этюды. И нам так понравился этот городишко: уютный, красивый, чистый, площади, мостики навесные через речки. Там порт шикарный был, угольные террасы, бумзавод еще тогда работал, дымился. И у меня сохранились рисунки тех времен, я захотела посмотреть, каким стал город — село сейчас. Ностальгия по юности, захотелось вспомнить и посмотреть. Это любопытство меня и двигает: жажда посмотреть, увидеть. А потом возникают новые мысли, идеи, которые хочется воплотить.
— И напоследок, что вы можете сказать о культурном и эстетическом воспитании молодежи?
— Весной я была в Ярославле, Владимире, Костроме, где жители крайне заинтересованы в творческих мероприятиях, которые проходят в их городе. Они делятся в интернете своими впечатлениями о выставках, рекомендуют места к посещению, обмениваются эмоциями и мыслями. Там полно выставочных залов. Организаторы прививают вкус и взрослым, и детям, избирательно отбирая работы к показам. Там нет примитива, любительщины, безвкусицы. Все на хорошем, достойном уровне!
В искусстве должно быть два начала: эстетическое и этическое. Если это отсутствует, то и искусства нет. Если человеку дать скрипку, и он начнет играть-пиликать, это не значит, что он стал великим музыкантом и может выступать с сольными концертами, в симфоническом оркестре. Почему же мы считаем, что, если человек взял кисть и написал пару картин, то он стал художником? Это неуважение к искусству. Картина должна содержать идею, рассказ, эмоции. В ней каждый зритель должен увидеть что-то свое. Если мы выставляем плохие картины, мы воспитываем плохой вкус, ведь люди думают: если выставляется, значит, это хорошо, работу можно и купить. У нас и так сейчас недостаточно эстетического воспитания в восприятия картин. Хороший вкус у людей надо воспитывать, а дома людей наполнять красивым, умным, добрым — настоящим искусством и творчеством! Чтобы стать художником, необходимо учиться, много и вдумчиво рисовать, читать, изучать искусство и работы художников всего мира, всех времен, образовываться. А любителям и ценителям искусства необходимо развивать свой вкус, учиться понимать эстетику и этику картины. Этого можно добиться, посещая хорошие выставки, музеи, галереи, изучая книги по искусству. Вот тогда в наших домах, квартирах появятся настоящие картины — с душой, теплом и положительной энергетикой красоты и любви.
РИА «Сахалин-Курилы».