Визуальные акценты
Премьера получилась громкой, масштабной и без преувеличения роскошной. Это был настоящий праздник — с шампанским и конфетти, песнями и танцами, поцелуями и слезами. Напомним, что эпистолярный роман де Лакло опубликовали в 1782 году, то есть больше 240 лет назад. Основные темы произведения не утратили актуальности — любовь, страсть, предательство, интриги, — вероятно, поэтому сюжет продолжает жить в театральных постановках и экранизациях.
Театр не экономил на декорациях: к потолку прикреплены четырехэтажные люстры с массивными цепями, на сцене – резная мебель, серебряная посуда, музыкальные инструменты — пианино с арфой, а конфетти высыпали столько, что можно было купаться в блестках. Этим и занимался один из главных героев.
Роскошный интерьер практически не менялся в ходе спектакля, но картинка не выглядела статичной, в первую очередь благодаря живости актерской игры и динамичному освещению. Художник по свету Денис Солнцев отвечал и за визуальные акценты, и за общее настроение действия, и даже за погоду — когда по сюжету шел дождь, зрители увидели вспышки молнии, сотворенные с помощью софитов.
Постановку по французскому роману украсило музыкальное наполнение. Актеры, пусть и не профессиональные вокалисты, высококлассно пели авторские тексты режиссера Натальи Индейкиной — глубокие с точки зрения смысла и качественные по звучанию.
Новое прочтение
Суть сюжета Индейкина не изменила, хотя ушла от дословного цитирования. Персонажи делают то же, о чем рассказывали в письмах у де Лакло, философия их поступков и образ мыслей остались прежними: маркиза де Мертей все та же недоступная насмешница, виконт де Вальмон такой же распутник, а рядом с ними расцветает нежная влюбленность Сесилии и Дансени.
Изменен финал произведения: там, где де Лакло довел персонажей до логичного конца, Индейкина оставила их на вершине отчаяния. Режиссер заставила интриганку де Мертей страдать не от публикации личных писем и общественного порицания, а от понимания, что она погубила единственного друга своими кознями. «За кадром» остались судьбы прочих персонажей: в своих «Опасных связях» Индейкина выбрала двоих главных героев — маркизу де Мертей и виконта де Вальмон, тогда как для де Лакло были важны и Сесиль, и Дансени.
Претерпела изменения и другая деталь: не виконт объявил «войну» маркизе за отказ в близости, а она бросила другу вызов. Таким образом немного сместился фокус внимания — де Мертей из простой насмешницы стала злодейкой, а де Вальмон из наглеца — жертвой.
Приличная эротика
Важно подчеркнуть, что «Опасные связи» — больше эротический роман, чем классический любовный. Спектакль, созданный по его мотивам, соответствует заданной тематике. Навязчивой пошлости удалось избежать и при рейтинге 18+, который дает свободу делать в художественном произведении что угодно, «Опасные связи» ограничились минимумом: парой оголенных до бедер женских ног, обнаженным мужским торсом, сценой табакокурения и парочкой намеков на насильственный физический контакт. Режиссер нашла идеальный баланс между взрослым контентом и нормами приличия.
Игра до исступления
Заворожила зрителей и умелая игра актеров — без преувеличения каждый играл на высшем уровне. Даже те, кто с дальних рядов не видел их лиц, понимали эмоции персонажей по голосу и движениям. Эти эмоции отлично подчеркнула работа хореографа, которая была заметна на протяжении всего спектакля — как в сценах с разговорами, так во время исполнения песен. Фехтовали актеры также безупречно.
Двое основных персонажей, сыгранных Натальей Красиловой и Денисом Кручининым, ожили на сцене Чехов-центра, потому что актеры отдавали свою энергию без остатка. Постановку показали дважды за выходные — и оба дня артисты доводили себя до предела, не экономя силы.
Наталья Красилова создала глубокого героя — интриганка оказалась способной на настоящие чувства. Ее крик, прозвучавший в финале спектакля, долго еще отдавался звоном от стен и гудел в голове.
Денис Кручинин прошел путь от коварного соблазнителя до страдальца вместе со своим виконтом. По ходу действия менялись и его повадки, и тембр голоса, пока язвительность не сменилась сумасшествием. Актер был одинаково правдоподобен и в образе жертвы пороков, и в образе мерзавца — настолько, что в премьерный день не получил заслуженных цветов. Зрителю оказалось тяжело разделить артиста и его роль, однако способности Дениса точно не остались без внимания. «Я чувствовала его мимику кожей, это так странно», — призналась одна из посетительниц спектакля.
Подготовьтесь к чувственности
Отдадим должное и другим отзывам. Не всем гостям Чехов-центра пришлось по душе увиденное — кого-то настолько обескуражили полуобнаженные тела на сцене, что не дали сосредоточиться на сюжете. Если вы не готовы увидеть жизнь в ее чувственном аспекте, подумайте перед походом на «Опасные связи».
Готовым опустить моральную составляющую можем смело сказать: спектакль сделан с изрядным вкусом и достоин просмотра. Возможно, даже не одного.