Пособие по психологии
Вне зависимости от того, насколько вдумчиво зритель читал оригинальное произведение, он все равно понимает, что происходит на сцене. Общий, если не сказать «поверхностный», сюжет сохранен: вот, нам представили основных персонажей, вот, Татьяна тянется к Онегину, влюбляется, пишет письмо и получает отказ, вот, случились дуэль между друзьями, свадьба Ольги, свадьба Татьяны и финальная встреча главных героев. Этот сюжет знают со школьной скамьи даже те, кто роман в стихах не открывал, и такого уровня хватает, чтобы понимать спектакль.
Если же «Евгений Онегин» прошел мимо зрителя, не задев по касательной, постановку можно воспринимать как пособие по психологии. Тогда действие обретает особую ценность, всматриваешься в другое. Например, замечаешь, что Хандра не просто управляет Мечтателем, Одиночеством и Кутежом, на которых «разбит» Онегин, а привлекает их. Все трое тянутся к Хандре, как к богине, и ради нее отвергают прочие аспекты жизни. Она портит любое веселье, рушит любые отношения, имеет власть над всеми желаниями и пороками. За ней Онегин ползет чуть ли не коленях, при этом сам же мучается.
Тяга главного героя к хандре абсолютно осознанная — мальчик двадцати пяти лет убежден, что испробовал жизнь, и в этом его беда. Часто читатели романа в стихах жалеют Онегина, не обращая внимания, как настойчиво он отвергает все, что способно его тронуть, в том числе и Татьяну. Режиссер-постановщик Маргарита Красных же разобрала произведение на маленькие винтики, умело разложила личность героя на составляющие и докопалась до того, почему же судьба Евгения сложилась именно таким образом. Он, имея множество возможностей, выбрал хандру на роль двигателя своей личности и поплатился, упустил любовь.
Роман в стихах
На роль Романа в стихах взяли Сергея Усова, который органично вписался в действие. Его персонаж довольно неоднозначный. Как выразился Роман Болтаев, придумавший этого героя, давший ему характерные черты вроде вывернутой наизнанку шапки, это образ скорее собирательный, который каждый понимает по-своему.
Поначалу Роман в стихах с «чучелом» ворона на кисти, в солнцезащитных очках кажется скорее формальностью. Он выходит между актами, как бы разграничивая сцены между собой, показывает полукомедийные этюды, прибирает реквизит за актерами. Затем становится ясно, что он если уж не рассказчик, то важный элемент, на котором спектакль в принципе держится. Роман в стихах отвечает за большую часть песен, взаимодействует с главными героями — например, успокаивает отвергнутую Татьяну.
Еще позже понимаешь: у Маргариты Красных получилось сотворить метафору таких размеров, что нужно отойти подальше, чтобы увидеть ее целиком.
На первый взгляд может показаться, что роман в стихах «Евгений Онегин» — также лишь формальная канва, на которую нанизаны танцы, многочисленные герои, потому что спектакль показывает не столько сюжетную сторону истории, сколько ее психологическую «внутрянку». Однако и тут случается озарение: без романа Пушкина всего этого бы попросту не было. Так и с персонажем Романа в стихах, который одновременно и отдельный герой со своей линией, и канва, связывающая все остальные детали, и образ автора, и сторонний наблюдатель, и еще много чего в зависимости от силы вашего воображения и степени погруженности в оригинальный текст.
Если с характеристикой, которую дал Роман Болтаев своему персонажу, я могу согласиться, то вот, например, с Денисом Кручининым хотела бы поспорить. В интервью Марине Шиян от 2023 года исполнитель роли Онегина-Кутеж назвал героя балагуром, весельчаком и охотником до хороших моментов в жизни, однако на сцене он показан как самая болезненная, отчасти неадекватная часть Онегина. Денис-Кутеж не столько танцует, сколько бьется в припадке, царапает стены, его движения «ломанные», как у фигурки на шарнирах. Это нездоровое веселье на грани истерики, по-своему отчаянное, в котором Онегин пытается забыться, но не может.
Возмущаться или восхищаться
В принципе весь спектакль можно назвать подробным разбором одной вымышленной личности, архетипа. Режиссер забралась Онегину в голову и вытащила ее содержимое наружу. С этой точки зрения не возникает вопроса, почему Евгениев и Татьян на сцене несколько, а, например, Ленский — всего один. Провинциальный поэт одномерен, вся его глубина — фикция, напускное. Ленский по сути своей настолько вульгарен и банален, что рэп-композиция, которая его представляет, идеально ему подходит, потому что она такая же вульгарная — сделанная со вкусом, но не имеющая художественной ценности.
Можно смотреть ONEGIN как новое прочтение классики и возмущаться, что Чехов-центр сотворил с Пушкиным, а можно воспринимать постановку как научную статью по психологии и восхищаться, какая титаническая работа была проведена при анализе текста. Как литератор я хотела бы выразить благодарность за то, Маргарита Красных не остановилась на «демонстрации сюжета». Как зритель хотела бы поздравить Сергея Усова с новой ролью. Приходите на «Онегина» и сами решите, возмущаться ли вам или восторгаться, в любом случае постановка вряд ли оставит кого-то равнодушным.