Существует определенный миф, что православные храмы на Сахалине начали строить только в конце ХХ века, а исторически Сахалин и Курильские острова — это атеистический заповедник, в котором жители не имели возможности проявлять свою религиозность. На самом деле в истории Сахалина имеются сложившиеся традиции храмостроительства, хотя присутствует и трагическая страница, когда церкви закрывались и разрушались. В честь юбилея Южно-Сахалинской и Курильской епархии магистр теологии, протоиерей Виктор Горбач рассказал об истории становления первых православных храмов на островах.
Первый православный храм на острове был открыт в 1876 году в селе Дуэ. Он был назван в честь особо почитаемого христианского святого — Николая Чудотворца, покровителя моряков и путешественников. Святитель Николай жил на рубеже III–IV веков и был епископом в городе Миры в Ликии (Малая Азия), откуда и происходит его прозвание — Мирликийский (нередко пишут — Мир Ликийский). На Руси ему посвящено огромное число литературных памятников (только в Российской Государственной Библиотеке хранится более 500 рукописей XII–XX веков), храмов, монастырей, икон. Святой Николай прославился своим милосердием, сострадательностью и помощью страждущим людям. Его образ — милостивого, доброго, земного святого, многие столетия озаряет сердца людей светом божественной любви, и поэтому выбор небесного покровителя для нового храма был вполне объясним.
Эта однопрестольная церковь просуществовала до 1925 года. После оккупации Сахалина японцами в ходе Русско-японской войны 1904-1905 годов многие жители Дуэ были вынуждены уехать на материк. Однако исполнявший обязанности настоятеля храма священник Алексий Кукольщиков остался на Сахалине. Некоторое время он был единственным священнослужителем, окормлявшим немногочисленное русское население.
«На севере острова остался один священник Кукольщиков, который отправлял богослужения и требы для всего населения Сахалина», — отмечали в отчете о деятельности Владивостокской епархии за 1905 год.
Отец Алексий приехал на Сахалин в 1891 году. Он был настоятелем нескольких приходов, прослужил на острове довольно продолжительный период. Ему пришлось пережить все лишения и сложности, связанные с островной действительностью в те годы: каторжный строй общественной жизни, Русско-японскую войну, оккупацию островной территории, плен и высылку своей семьи на материк, возможность своими глазами увидеть опустевшие сахалинские селения и многое другое.
Служение отца Алексия было и сложным, и ответственным. Ведь к нему приходили люди с трудной судьбой и много повидавшие в своей жизни, которым довериться священнику было очень непросто. Среди тех, кто пришел к православию на сахалинской каторге, была известная аферистка Шендель Блювштейн, или Сонька Золотая Ручка.
Оказавшись в ссылке на острове, женщина пришла в храм села Дуэ к отцу Алексию Кукольщикову и сообщила о своем решении принять православие. Приходская книга с записью о ее крещении и собственноручной подписью хранится в Сахалинском областном архиве.
«Я, нижеподписавшаяся крестьянка из ссыльных Тымовского округа на о. Сахалин, Шендель Блювштейн иудейского вероисповедания, сим изъявляю решительное намерение присоединиться к Православно-кафолической Восточной Церкви и обещаюсь пребывать в послушании к ней неизменно. 1899 года 10 июля», — гласит запись.
Священник не только принял исповедь, но и совершил Таинство Крещения, дав Шендель христианское имя – Мария.
В революционные годы церковь в Дуэ пришла в запустение. В 1926 году профком местного рудника приспособил храм под шахтерский клуб, впоследствии известный как клуб имени В. И. Ленина. А уже в середине ХХ века здание было полностью разрушено, сохранялись лишь части фундамента.
С 2006 года село Дуэ стало местом паломничества православной молодежи – летом там ежегодно проходит палаточный слет «Берег притяжения». В 2011 году участники Братства Александра Невского возвели на берегу Татарского пролива открытую часовню в честь небесного покровителя Сахалина и Курил — Святителя Иннокентия (Вениаминова). Как оказалось, часовня была построена на историческом месте, где в 1876 году возводили часовню во имя святого апостола и евангелиста Марка — в память российско-японского трактата от 25 апреля 1875 г., по которому Япония признавала за Российской империей владение островом Сахалин. Цепь истории вновь замкнулась, как и в случае с собором в Александровске-Сахалинском.
Строительство большого храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в посту Александровский началось в 1891 году. Действовавший до этого маленький деревянный храм сгорел годом ранее всего за один час.
Новый собор спроектировал выпускник Санкт-Петербургской академии художеств, впоследствии известный русский архитектор Иван Чарушин. Создавая этот проект, он дебютировал как представитель так называемого «неорусского стиля». Храм относился к типу «трапезной церкви» и был однопрестольным. Над царскими вратами работал около двух лет смотритель кандальной тюрьмы А. Я. Патрин. Так как на то время пост Александровский являлся административным центром Сахалина, собор создавался как главный храм острова. 23 июня 1893 года храм был освящен камчатским епископом Макарием, который счел его красивейшей церковью епархии и «лучшим украшением Александровского поста». При храме имелись прекрасный певческий хор и солидная библиотека, «основанием которой послужили книги, пожертвованные начальником Тымовского округа А. М. Бутаковым».
Революционные события не сразу коснулись положения Покровской церкви. Еще в 1926 году в храме служили священник и диакон, но уже с конца 1929 года Союз безбожников стал добиваться закрытия храма, и его судьба была предрешена. 2 марта 1930 года президиум окрисполкома принял решение «об изъятии церкви… от групп верующих». Здание было передано окружному отделу народного образования. В середине 1930-х здание бывшей церкви заняло местное НКВД. Там устроили тюрьму, причем, как отмечают некоторые исследователи, в алтаре разместили карцер. Улучшение положения церкви в послевоенные годы сподвигло православную общину Александровска начать переписку с властями с просьбой вернуть им здание церкви. Однако после долгой переписки 1946-1948 годов облисполком так и не вернул храм верующим. Впоследствии храм был разрушен. Его восстановление началось в 1993 году, в год образования Южно-Сахалинской и Курильской епархии, на том же месте, где он был построен сто лет назад.
Всего на Сахалине до Русско-японской войны и революционных событий действовали более десяти храмов, и здание лишь одного из них сохранилось до нашего времени. О судьбе этой церкви и о других православных храмах Сахалина вы сможете прочитать в следующих материалах Sakh.online.
Напоминаем, что праздничная служба в честь 30-летия Южно-Сахалинской и Курильской епархии состоится 6 октября в кафедральном соборе Рождества Христова.
РИА «Сахалин-Курилы».